Китайский автомобиль как зеркало технической революции

Выполнение поручения премьер-министра Республики Беларусь организовать с Китаем производство современного автомобиля-внедорожника позволило бы отечественному автопрому занять нишу в этом классе автомобилестроения

Выполнение поручения премьер-министра Республики Беларусь организовать с Китаем производство современного автомобиля-внедорожника позволило бы отечественному автопрому занять нишу в этом классе автомобилестроения.

Еще десять лет назад в мировом рейтинге автомобильных держав-производителей Китай вовсе не фигурировал. Однако «азиатский тигр» совершил стремительный прыжок – от велосипедов и мотороллеров до легковых автомобилей, способных дать фору американским, германским и японским.  К примеру, в 2004 году в Китае было собрано 2 миллиона легковых автомашин – в 2 раза больше, чем в имеющей богатые традиции Российской Федерации. Среди азиатских производителей Китай занял третье место после Японии (8,7 млн. автомашин) и Кореи (2,7 млн. автомашин). Большинство экспертов сходятся во мнении, что в ближайшие три года Китай поменяется местами с Кореей. Среди 38 мировых автопроизводителей китайцы уже занимают 8-е место, а Россия – 13-е. Сегодня Китай все настойчивее продвигает продукцию своего автопрома на экспорт. В качестве рынка сбыта рассматривается не только Россия, но и другие страны постсоветского пространства, в числе которых Украина, Казахстан и Беларусь. Кстати, у нашей страны уже есть первый, хотя и неудачный, опыт организации производства и продаж автомобилей марки «Форд». Белорусско-иранский проект по выпуску автомобилей «Саманд» на тех же сборочных площадях имеет все шансы быть более успешным. Однако привлечение китайских инвестиций в производство нового класса автомобиля нисколько не повредит прежним замыслам. Тем более что глава государства поставил задачу открыть в ближайшие годы десятки новых высокотехнологичных экспортоориентированных производств. Эта цель поставлена ныне правительством перед большинством министерств, и в первую очередь перед Минпромом. 

Китай тем временем наращивает усилия по экспорту продукции автопрома. Приграничная Амурская область стала своеобразным плацдармом. В 2006 году в Приамурье и соседних регионах проведен ряд выставок достижений китайских автомобильных заводов, которые должны были продемонстрировать россиянам плюсы техники из Поднебесной. 

Специалисты считают, что соседи могут всерьез рассчитывать на российский рынок при условии решения проблем сертификации и доставки, а лучше сборки на российской территории. 

Для Приамурья китайские автомобили не в новинку — автобусы, грузовики и тяжелая техника уже прочно вошли в хозяйственно-экономическую жизнь края. В последние годы на строительстве автодорог работают китайские грузовики «Foton», а также бульдозеры и грейдеры. В строительных компаниях этой техникой довольны: она почти ни в чем не  уступает российским аналогам, разве что в цене дешевле. Не исключено, что в ближайшее время в соседнюю Россию, которая уже стоит одной ногой в ВТО, хлынет поток китайских легковых автомашин. Лидер российских продаж — внедорожник «Great Wall Hover». Многие покупатели уже поняли, что китайское качество сборки автомашин заслуживает если не уважения, то пристального внимания: легковые автомашины и внедорожники из Поднебесной столь же надежны, как и их европейские или американские собратья. Уже нет в салоне традиционного запаха, исходящего от дешевого пластика, все панели — из высокопрочных синтетических материалов, салоны отделаны деревом и натуральной кожей. Стоимость китайских автомашин — тема отдельного рассказа, но сегодня ценовая политика автопроизводителей повергает в шок многие автогиганты. К примеру, пикап стоит 11 тысяч долларов, среднеразмерный джип, аналог «Toyota Hilux Surf», — 15—17 тысяч, большой внедорожник — 23—25 тысяч. 

 Установив запредельные ввозные пошлины, Китай вынудил мировых производителей открывать совместные производства на собственной территории. Из ста китайских компаний — производителей легковых автомобилей 37 — совместные предприятия с иностранными автопроизводителями. Большинство из них расположены на юге страны в свободных экономических зонах. Производство автомобилей в Китае ежегодно увеличивается на 25—30 процентов. Японская компания «Honda» объявила о том, что начинает экспортировать в Германию малолитражные автомашины «Jazz», произведенные в Китае. Первая партия в 150 штук таких авто уже отправлена по морю из китайского порта Гуанчжоу в Европу. До сих пор этот компактный автомобиль поступал в страны Старого Света из Японии. В этом году «Honda» поставит на европейский рынок 10 тысяч китайских автомобилей «Jazz». Начало экспорта из Китая — большой успех местного автопрома. Завод в Гуанчжоу — совместное предприятие, в которое кроме «Honda» вошли еще несколько китайских партнеров. Большое количество игроков на рынке создало конкуренцию среди совместных автозаводов. С учетом низкой для европейцев стоимости нежданных автомашин-конкурентов, но довольно  высокой по китайским меркам, КНР удовлетворила спрос внутри страны и обратила свой взор за ее пределы. В 2006 году у китайских автопроизводителей рост продаж составил 80 процентов при загрузке мощностей автопрома чуть более 70 процентов. Столкнувшись с кризисом перепроизводства, Китай свернул инвестиции в собственную автомобильную промышленность и вынашивает дерзкие планы открыть новые производства за рубежом, страны СНГ могут послужить перспективным плацдармом для дальнейшего продвижения на мировые рынки. Китайские производители уверяют, что вся «начинка» автомашин не столько позаимствована у лучших мировых производителей, сколько осмыслена отечественными инженерами и конструкторами: коробка передач, система полного привода и кондиционирования воздуха, светотехника  и современный дизайн панели управления. Поэтому претензии и иски со стороны конкурентов руководители китайского автопрома вполне справедливо считают несостоятельными. 

В июле 2006 года Международная автомобильная ярмарка в Харбине собрала около 100 китайских и иностранных компаний. Вся без исключения экспозиция была ориентирована на пропаганду автопрома Китая и продвижение его на внешний рынок. Он готов выйти на российский рынок с недорогими автомобилями уже в ближайшие два года. В декабре Международная автомобильная выставка прошла на острове Большой Хэйхэ. Около 30 автозаводов Китая представили свою продукцию в непосредственной близости от границ Российской Федерации. Соседи и не думали скрывать, что весь модельный ряд легковых автомобилей, сельхозтехника рассчитаны на российского потребителя. И похоже, что мирная китайская экспансия на дальневосточных рубежах сможет прорубить «окно в Европу» для набирающего мощь китайского автопрома. Об этом свидетельствует и статистика: объем иностранных инвестиций в него за последние три года превысил 9 млрд. долларов, в то время как в российскую автомобильную отрасль иностранные инвестиции пришли куда скромнее – один миллиард долларов. Эти данные подтверждены признанной аудиторской компанией «PricewaterhouseCoopers» (PwC) на прошедшем в Москве совещании на тему «Автомобильные рынки развивающихся стран – сравнительный анализ», в ходе которого Китай признан одной из ведущих автомобильных держав современного мира с наиболее высокими темпами роста объемов производства легковых автомобилей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter