17 декабря исполнилось 90 лет белорусскому кинематографу

Кино в режиме гибернации

Сегодня отмечается 90-летие белорусского кино
Сегодня 90 лет белорусскому кинематографу. Красивый повод вынести на сцену знамя, наградить орденами и грамотами работников киноиндустрии, возжечь свечку в память о былых заслугах, перечислить нынешние. Приблизительно по такому сценарию и пройдет сегодня праздничный вечер не только в минском Доме кино, где предусмотрены поздравительные ноты, награждения, концертная программа для всех причастных, но и в областных центрах. Там тоже есть профессионалы, кого стоит сегодня чествовать и купать в сладостных речах. О юбиляре (а 90 лет — возраст почтенный) можно говорить только хорошо, поэтому спешим поздравить и мы наших кинематографистов, как говорится, чтобы каждому по делам его!

Повод для грусти

Накануне праздничных мероприятий журналистов пригласили на пресс–конференцию, посвященную Дню белорусского кино, где от представителей кинематографии был всего один (!) выступающий, или, извините, спикер — генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович. Каким бы ни был Олег Игоревич большим умницей (окончил ВГИК) и опытным руководителем (при нем киностудия вышла на безубыточную работу), все же одинокая его фигура, колосящаяся за большим пресс–столом, выглядела несчастно. От чрезмерной нагрузки разговор Сильвановича с нами вначале не клеился, после разбух и вспенился, ожидаемо приобретя поистине церетелиевские формы. Журналисты решили, что во всех бедах киноиндустрии виноват директор киностудии: «Где наше национальное кино? Где брэнды?» Он в ответ, что тоже грустно, приступил к самобичеванию: «Хвастаться особенно нечем. Может быть, я никудышный менеджер», далее следовал монолог про технологии будущего, когда космические корабли прилетят и превратят нас в одинокую расу киношных фанатиков...

Будьте любезны

С переутомлением не шутят. Оставим пока Олега Игоревича в покое за праздничным столом, вспомнив, что сейчас у нас в запуске 8 игровых картин (для сравнения: Россия производит 70 картин в год, Франция — 400). Преступно мало кино мы снимаем, это очевидно. Как бороться с малокартиньем, привлекать ли частные студии к производству фильмов, создавать ли новые коллаборации — надо разбираться. В кинопроизводстве, как в любой отрасли, где задействован бюджет, многое томительно запутанно. По счастью, наша киностудия в последние годы стала участвовать в совместном производстве картин приличного качества. Одна из последних — «Я не вернусь» эстонского режиссера Ильмара Раага, созданная в копродукции пяти стран, — собирает награды фестов не только постсоветских, но и звучных европейских. За 2014 год ленты, в создании которых участвовал и «Беларусьфильм», засветились на 56 международных кинофорумах, получив 41 награду.


Но это так, фестивальная лирика. В этом году у нас появилась картина собственного производства — «Белые росы. Возвращение» режиссера Александры Бутор. В ней художественных достоинств, на мой вкус, мало, но есть главное — на эту картину пошли зрители. В последний раз ходили пожалуй что на «В августе сорок четвертого...» Михаила Пташука (год выпуска, на минуточку, — 2000–й). О невероятном успехе пташуковской картины недавно рассказал исполнитель главной роли Евгений Миронов: «Не бывает и дня, чтобы какой–нибудь «остряк»–незнакомец не обратился ко мне многозначительно: «Будьте любезны!»... Для Миронова эта фраза стала таким же проклятием, как для Раневской знаменитая «Муля, не нервируй меня». Такие замызганные киношные фразы всего лишь свидетельство народной любви. Вряд ли зрители растащат на цитаты новые «Белые росы» Бутор, но разрыв между белорусским кино и зрителем этот фильм как будто бы сократил.

Иногда они возвращаются

Другое дело, что в условиях тотального дефицита новых идей и сюжетов кино обращается к старым культовым персонажам, и это далеко не белорусская, мировая тенденция. В будущем году на экраны в несметном количестве вернутся кинг–конги, аватары и годзиллы. Противостоять им в кинопрокате чистенькой, но старомодной, без изысков, визиткой — «Белые росы. Возвращение» — было бы слишком самонадеянно.


Наши режиссеры как будто понимают, что кризис в белорусском кино есть, и даже собрались во время недавно прошедшего фестиваля «Лiстапад» за «круглым столом» обсудить пути выхода из тупика. Но минут через пять–семь после начала общего собрания разговор, как это у нас водится, быстро ушел в частности. Кинематографисты начали попрекать друг друга в каких–то мелочах и бородавках: «А у вас ус отклеился!» — «А вы мою гениальную картину 1968 года выпуска не смотрели!» Журналистика, думалось мне, глядя на это шипение, дисциплина все–таки построже будет, чем кино. В нашей профессии былых заслуг не бывает. Если бы кто–то из нас вырезал свою старинную статью и стал с ней по городу бродить в сланцах на босу ногу, требуя признания, — такому мастеру пера быстро бы определили палату. У киношников время течет по–другому, и мыслят они иначе: в трех сосенках заблудиться для них — дополнительный источник вдохновения. Только вряд ли взаимные упреки и обиды и частные разговоры помогут совершить переворот в отрасли.

Письма к живым

Пока старики достают вчерашнюю яичницу из бороды, молодежь, что обидно, тоже молчит. На прошедшем фестивале «Лiстапад», посмотрев основной конкурс, можно было услышать голос эстонцев, понять, что у них сейчас в стране с молодыми людьми происходит, о чем они, собственно, думают. Такая же полная ясность мысли у новых грузинских, балтийских кинематографистов. Пример нынешней недели — все главные призы Европейская киноакадемия отдала фильму «Ида» польского режиссера Павла Павликовского, напомню, триумфатору прошлогоднего «Лiстапада». Казалось бы, ну что в этой черно–белой неспешной «Иде» такого (в этом году она еще и на «Оскар» замахнулась, коварная). А все просто: режиссер Павел Павликовский увидел, придумал и на судьбе одной молодой польки сумел проговорить глубочайшую травму XX века, историю своей страны. К такому осмысленному, серьезному разговору, по–моему, наши режиссеры пока не готовы.


«Великого программера», как его называют критики, фестиваля «Лiстапад» Игоря Сукманова я пыталась в частном разговоре пожурить за то, что белорусские картины вынес из основного конкурса феста в отдельный — национальный. Игорь в ответ только пожал плечами: «А что показывать?» И когда он говорит, что у нас пока нет режиссера, способного на мощное авторское высказывание, ему почему–то веришь. Повторюсь, на «круглые столы» «по спасению кинематографа» время от времени захаживаю.

Назовем нынешнее состояние дел в нашем кино болезнями роста и не пожалеем оптимистических красок для изображения ренессанса отрасли, который непременно нагрянет. Наверняка где–то в недрах страны и спеют, вызревают будущие фавориты европейских фестов, но сейчас им, похоже, сказать нечего, внутренних мощностей не хватает, хотя подпитываться нужно прямо сейчас — факт. Снимайте кино каждый день, как советует мэтр Кончаловский, снимайте на мобильный, на планшет, на что хотите — не суть. Главное — ежедневно. Иначе, как пишет мой компьютер, когда у него зарядки не хватает: перейду в режим гибернации! Не совсем уверена в значении этого слова, но, по–моему, означает кирдык, тот самый режим, в котором пребывает сегодня наше важнейшее из искусств.

Кстати

К юбилею киностудия «Беларусьфильм» выпустила DVD–коллекцию, которая включает 12 знаковых белорусских фильмов, любимых многими поколениями зрителей. Это «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Я родом из детства», «Венок сонетов», «Город мастеров», «Наши соседи», «Белые Росы», «Часы остановились в полночь», «Моя любовь», «Дикая охота короля Стаха», «Знак беды» и «В августе 44–го...».


Советская Белоруссия №240 (24621). Среда, 17 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter