Кино. Большое и малое

1 февраля состоится совещание работников искусства и культуры с участием Президента.
1 февраля состоится совещание работников искусства и культуры с участием Президента. Думается, многие актуальные проблемы отечественной кинематографии,о которых идет речь в публикуемой сегодня статье, станут предметом заинтересованного обсуждения представителями творческой интеллигенции страны.

XX век дополнил искусство десятой музой - кинематографом, К началу XXI века желающих посмотреть фильм в кинотеатре поубавилось. Это ни в коей мере не означает утрату интереса к кино. Просто, переключая кнопки телевизионных каналов, зритель имеет возможность выбрать что-нибудь для просмотра из 20 - 25 фильмов ежедневно. А привлечь его внимание может что-то новое, зрелищное, интересное. Но при яркой подаче сразу же возникает проблема глубокого наполнения этой формы.

За последние 7 - 8 лет в мировом кинематографе произошел странный диффузионный процесс. Зарубежный кинематограф взял все лучшее, что было у прежнего советского кино, и теперь эти фильмы получают международные премии. Кино стран СНГ переняло все худшее, что было у третьесортного американского кинематографа, и этот кондовый американский менталитет перекочевал на наши киностудии, в первую очередь российские. Начиная с 1990 - 1991 годов в фильмах стран СНГ вначале появилась растерянность. Потом пришел период режиссерского самовыражения и создания фильмов для друзей и семейного круга. Позже хлынул поток кинопродукции, где на экране торжествовали бандиты, бомжи, гомосексуалисты, киллеры, воры и вся прочая нечисть человеческая. Теперь усиленно пропагандируется русский образ, рожденный американским кино. Ладно, Голливуд врал всегда и обо всем. Но ведь и в российских фильмах все чаще появляются дикие, необузданные твари, бесчувственные и тупые, близкие к животным. Например, в картине Русский бунт (снятой по А.С.Пушкину!) народ как раз такой - грубый, жестокий, хищный, кровожадный, с половой разнузданностью разгульно-потаскушно-пьяной жизни. К счастью, этим путем белорусские кинематографисты не пошли. Может, это одна из причин того, что белорусское кино в последнее время особым спросом не пользовалось. Сравните, как разительно отличается от этого стиля Сын за отца Н.Еременко-младшего или Ботанический сад В.Гостюхина.

Пресытившись низкопробным американским и подделывающимся под него постсоветским кино, зритель уже начинает скептически относиться ко всей этой разудалой беспредельщине. Мало-помалу кино возвращается от суррогатного к настоящему искусству. И таких фильмов становится все больше.

Кинематограф стран СНГ, в том числе и белорусский, явно стремится к созданию выразительного, зрелищного кино, при этом максимальное внимание уделяется такому герою, который способен не разрушать, а созидать, которому молодежь может подражать. Снимаются не политические агитки с безусловно положительным главным героем, а происходит соединение коммерции и искусства. Такой союз в случаях, когда он будет удачным, обеспечит десятой музе массового зрителя, независимо от того, где будет находиться этот зритель - в кинотеатрах или у экранов телевизоров. И тогда любые идеи (надо помнить, что и антигуманные тоже) быстро станут общепризнанными. В этом таятся как плюсы, так и минусы будущего кинематографа. А пока то, что заметно невооруженным глазом. Талантов в нашем кино хватает. К тому же мы давно научились делать красивые обертки. А что внутри? Очевидно, не хватает содержательного наполнения новых фильмов. Да и государственные задачи далеко не всегда увязаны в сегодняшнем кино.

В этом отношении показателен пример фильма Михаила Пташука В августе сорок четвертого... В белорусском кино давно не было такой крупной, привлекающей всеобщее внимание постановки. В картине нет любовной интриги. Точнее, любовь есть, но она к Родине. Молодые герои картины готовы служить ей не за деньги, звездочку на погоны или карьеру. За честь.

Показать такое в малобюджетной локальной кинокартине, конечно, вряд ли бы удалось. Поэтому и сейчас наше кинопроизводство готовит к работе крупные, рассчитанные на внимание зрителя постановки. В первую очередь это обращение к собственной истории, к национальным корням, к той земле, которая впоследствии будет именоваться Беларусью. Один из таких проектов - Анастасия Слуцкая, княгиня, чья крепость 500 лет назад так и не была взята крымскими татарами. Но и про день сегодняшний забывать нельзя. Например, трагедия Чернобыля - не только белорусско-украинско-русская беда. Это та катастрофа, которая не оставила равнодушной весь европейский мир. Кроме того, с учетом коммерческой прибыли и широты зрительской аудитории такими проектами могут быть телесериалы - детективные, бытовые, исторические и т.д., но тоже не самые дешевые в производстве.

И все же противников у крупных проектов более чем достаточно. Оно и понятно, ведь если снимается один большой проект, то хотя это и не означает сокращения общего производства, но обязательно приводит к уменьшению сметы расходов других фильмов. А точнее, к подбору тематики фильмов, которые можно назвать малобюджетными, Но и эти фильмы вполне могут рассказывать об общечеловеческих ценностях и носить при этом национальный характер. Примером как раз такой общегуманной, но недорогой картины является снимающаяся на студии Александром Ефремовым мелодрама Поводырь, причем исключительно с белорусскими актерами. Впрочем, в редакционных портфелях еще блуждают дешевые в прямом и переносном смысле сценарии, где главная героиня умеет не только носить платья, но и снимать их.

Не все кинематографисты готовы поддержать крупные и серьезные проекты. Например, с трибуны съезда оператор и режиссер Д.Зайцев не раз настаивал на том, чтобы как можно больше создавать сборников короткометражек, ругая неудачи молодых кинематографистов-дебютантов с полнометражными фильмами. Да, такая опасность была и есть. Конечно, проще - всем сестрам по серьгам. Тогда режиссер и в табеле на зарплату числится, и что-то скромненькое снимает, и уж каждый из них - при деле. Увы, в большинстве случаев - это путь людей, знаменитых в прошлом и незнаменитых теперь. Скользящих вниз.

Мы много говорим о нехватке творческих кадров, но рядом - целая когорта молодых режиссеров, которые сняли уже несколько игровых двадцатиминуток. Среди них - А.Колбышев, Р.Зголич, И.Павлов, Ю.Бержицкий, В.Янковский, Р.Грицкова, Г.Адамович, В.Дашук-младший, И.Четвериков, А.Легчилова, Е.Лясковская, И.Волох и другие. Им давно пора выходить в большое кино.

Все привыкли к 10-минутным мультфильмам. Сейчас усилиями дирекции киностудии создан сборник из 7 фильмов, дублированных на немецкий, французский, польский языки. И первый вопрос, прозвучавший от покупателей: А почему семь маленьких мультфильмов, а не один большой? Режиссер-мультипликатор Игорь Волчек готов предложить проект большого мультипликационного фильма, связанного в единое целое, но с предложением, что создавать каждую главу будет один из многих режиссеров. Это позволило бы снять масштабную картину и при этом задействовать в ее создании всех работающих на студии режиссеров этого жанра.

Все сказанное не означает ухода от традиционного кино: небольших киноповестей, короткометражных документальных фильмов, детских 10-минутных мультяшек. Нам не грозит болезнь гигантомании хотя бы потому, что для нее нет ни финансовой основы, ни достаточного количества драматургического материала.

Но все же в белорусском кино должна создаваться крупная кинокартина. Хотя бы одна в год. Но лучше две.

Существует еще одна проблема, неразрывно связанная с производством больших и зрелищных фильмов. Это система кинопоказа. Настоящее, эффектное кино можно увидеть только в кинотеатре. Уже сегодня есть насущная необходимость переоснащать зрительские залы, создавать многозальные кинотеатры-мультиплексы с широким выбором кинопрограмм, начиная от детской. Зрителям необходимы дополнительные удобства и сервис: кафе и бистро, игральные автоматы и детские комнаты, бильярдные и кегельбаны, дискотеки и выставочные залы и т.д. Делать ставку на новое строительство - долго и дорого. Проще - переоборудовать из того, что есть. А пока самая срочная задача - во всех областных центрах создать хотя бы по одному кинотеатру со стереозвуком. (В Минске их уже четыре - Москва, Октябрь, Аврора, Мир.)

А самым главным был и остается сельский зритель. Надо быстро, спешно, срочно, экстренно переводить клубную демонстрацию фильмов на видеопоказ. Он позволяет получать фильмы оперативно и самого нового производства. Президент два года назад уже помогал видеопоказу на селе: были выделены средства и приобретены 107 видеопроекционных установок для клубных залов. Все они не только успешно работают, но дают экономическую прибыль. Теперь, наверное, наступило время, когда местные органы власти также должны проявить инициативу. Куплено было 107 установок, а районов у нас 117. Конечно, в село многие из них не попали. Нынешняя задача - срочно вытаскивать село, его зрителей, чтобы они не чувствовали себя обделенными, не тянулись за культурой в районный центр.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter