Киев в огне

Число жертв противостояния растет

Число жертв противостояния растет

Сообщения из Киева все больше напоминают сводки с фронта. Перестрелки, взрывы, атаки, раненые, убитые. Киев больше не мирный красивый город, он из рая все отчетливее превращается в пышущее жаром пекло. Тектонический политразлом хаотическими линиями, как трещинами по льду, разошелся по украинской столице. “Блакитные” и “оранжевые”, милиция и демонстранты, “Беркут” и майдановцы, власть и оппозиция. Черная густая копоть от горящих покрышек, пугающие остовы сожженных машин, разграбленные, а где-то и разрушенные здания, сирены скорой помощи, истекающие кровью люди, всполохи рвущихся гранат, закрытые станции метро, школы, детские сады, предприятия — жуткая фантастическая реальность из кинострашилок сошла на городские улицы.

Причин у этого противостояния много. Недостатка в прогнозах также нет. Но обсуждения на страницах газет и в прямом телеэфире не приблизили страну ни на шаг к мирному разрешению конфликта, который вышел далеко за пределы майдана Незалежности.

На сей раз спичкой у открытой канистры с бензином оказалась Конституция образца 2004 года. Эта Конституция уже, казалось, мирно “почила в Бозе”. Это было дитя компромисса между “оранжевыми” революционерами во главе с Виктором Ющенко и его оппонентом Виктором Януковичем. Парламентская республика в смутное время — идея не самая лучшая. Поэтому особых причитаний по поводу “безвременно ушедшей” ни с одной стороны и не было. При президенте Викторе Ющенко парламентское большинство было у Виктора Януковича. Однако ему никто тогда не позволил играть первую скрипку. Дали возможность “дирижировать” правительством. И то недолго.

Так что, надо полагать, извлечение из пыльных хранилищ полузабытого Основного Закона и призывы стать грудью на его защиту — это всего лишь один из поводов для выведения еще недавно боевой ситуации из начавшейся было фазы летаргического сна. В данном случае повод играет не главную роль. Призывом идти на штурм могло быть все что угодно. Это понимают, похоже, все стороны. Поэтому и оппозиция скромно именует свои конституционные предложения “один из черновых вариантов”. Возглавить правительство в президентской республике — это одно, а при парламентской форме правления, когда функции президента в основном сугубо представительские — совершенно другое. Есть за что бороться.

Еще одна аналогия с Майданом-2004 — контроль над бурлящим морем демонстрантов. Но если тот, первый, “оранжевый” Майдан реально контролировался системной оппозицей, то в нынешнем “евромайдане” (собрался после того, как Виктор Янукович по экономическим причинам отказался подписывать соглашение об ассоциированном членстве в ЕС) на первый план вышли радикальные политсилы. И о мирных протестах речь уже давно не идет. Причем нагнетание ситуации происходит весьма мощно и целенаправленно. В дело идут “коктейли Молотова”, ружья, камни (разбираются мостовые), из рогаток стреляют гайками, дробью. У большинства демонстрантов шарфами, масками закрыты лица. Оппозиционные деятели приходят к митингующим, выступают там, но интернет уже заполонили сайты, где рассказывается о “Правом секторе”, костяк которого составили футбольные фанаты с экстремистскими взглядами. Отряды “Викингов” и “Нарний” захватывают административные здания, и попросить их на выход оттуда никто не может. Нет такой силы?

Поход к Раде для защиты Конституции 2004 года закончился для Киева страшно. “Причем уже никто и не стремился представить это действо более-менее цивилизованно”, — говорит директор Института стратегической политики Юрий Кочевенко. Попытка майдановцев взять под контроль правительственный квартал — это было наступление по всем правилам военной науки. Столкновение с милицией завершилось десятками раненых с обеих сторон. Вчерашние информационные ленты мало чем по стилистике отличались от сообщений Совинформбюро: “В ходе столкновений в Киеве погиб журналист газеты “Вести” Вячеслав Веремий”, “Госпитализировано более 300 человек”, “Умерло 25 человек: восемь из них — после госпитализации в городские учреждения здравоохранения (в том числе журналист газеты “Вести”), четверо в госпитале МВД, 13 погибших были доставлены в Киевское городское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы”.

Власти Украины хотя и потребовали во вторник от митингующих освободить все захваченные здания и площади, а в противном случае пригрозили “силовыми действиями”, так на “зачистку” и не пошли. Президент лишь обратился к нации: “Оппозиционные лидеры пренебрегли основным принципом демократии — власть приобретают не на улицах или площадях, а только на избирательных участках. Я не раз говорил им — скоро выборы. Если народ доверит вам — будете у власти. Если не доверит — не будете при власти. Но границу они перешли, когда призывали людей к оружию”.

В то же время, и это отмечают многие, позиция Виктора Януковича стала жестче. После встречи с ним оппозиционеры кратко обозначили суть президентских требований: “Все манифестанты должны отправиться домой и прекратить выступления”. Вчера Служба безопасности и Антитеррористический центр начали антитеррористическую операцию на территории страны. Подъезды же к Киеву закрыты. На въезде в столицу дежурит ГАИ.

События в Киеве сегодня подаются как главные всеми ведущими мировыми СМИ. Происходящее в Украине не может не вызывать тревоги. Белорусский МИД призвал к мирному разрешению конфликта. Известна уже реакция и ЕС, и США. Пресс-секретарь Белого дома осудил применение силы как со стороны украинской власти, так и со стороны оппозиции: “Сила не поможет разрешить кризис”. Более жесткой была риторика главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Он напомнил Виктору Януковичу и его окружению о возможности введения международных санкций.

Во всей многообразной и пестрой палитре международных откликов четко прослеживаются интересы геополитических игроков. Но почему-то не многими принимаются в расчет интересы самой Украины, которая месяц за месяцем скатывается ко все более кровопролитной фазе борьбы за власть. Гибнут люди, разрушается экономика, обесценивается гривна, бегут инвесторы. И губернатор Харьковщины Михаил Добкин на своей страничке в соцсети Twitter уже не с чиновничьей безэмоциональностью констатирует, а восклицает: страна идет к расколу. И как в подтверждение этому новость из Львова: совершено нападение на воинскую часть. Если последователи Майдана доберутся до складов с оружием, это будет уже совершенно иная борьба.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter