Почему отопление в мастерских в 10 раз дороже, чем в обычных квартирах?

Художника обидеть легко. А поддержать?

Художники в который уже раз пытаются обратить на себя внимание. Снова утверждают: суммы, выставленные им к оплате за творческие мастерские, — неподъемные, особенно в последнее время. В этом году даже с открытым письмом обратились. Под ним — 12 подписей. Пишут о почти катастрофическом состоянии дел, просят поддержки. В чем же проблема? О каких суммах речь и почему они такие?


Дело в том, что отопление в мастерских в 10 раз дороже, чем в обычных квартирах, а помещения есть с немалой площадью, вот и набегает, особенно зимой.

Например, Леониду Щемелеву в январе надо было платить в неденоминированных рублях около 9 миллионов. Маю Данцигу — почти столько же. У Георгия Поплавского и Анатолия Барановского в жировках суммы были под 6 миллионов рублей. И это не единственные примеры в открытом письме.

— Народные художники, пожилого возраста люди, живые классики, не последние в стране творцы, которые много сделали для развития национального искусства. Где им брать такие деньги? — взволнованно говорит руководитель Белорусского союза художников Григорий Ситница.


Интересуюсь: выходит, существует значительная задолженность художников государству, если не платят? Оказывается, нет. За «коммуналку» по мастерским рассчитывается союз и делает это вовремя. Вопросы начинаются, когда у творцов нет средств, чтобы свой долг ему вернуть. Отсюда в «кармане» союза недобор денег.

Пытаюсь выяснить ситуацию в Министерстве культуры. Там она обсуждалась не раз. А ничего не изменишь: соответственно действующей статье 14 Закона «О творческих союзах и творческих работниках» союзы, их организации и предприятия оплачивают коммунальные услуги, электроэнергию и аренду по тарифам и расценкам, установленным для помещений, которые занимают бюджетные организации.


Художники не согласны: разве можно ставить творческую мастерскую в один ряд с гаражными кооперативами или заводами? Решение же проблемы видят в том, чтобы присоединить мастерские к списку учреждений, для которых действует льготный тариф, как для организаций религиозных или охраны здоровья, или установить тариф на уровне, обеспечивающем полное возмещение экономически обоснованных затрат.

Но предложения эти не к Минкульту, вопросы тарифов находятся в компетенции Минэкономики и Минэнерго. А там ссылаются на соответствующие нормы закона.

Пытаюсь подступиться с другой стороны: пишут же художники картины на продажу. В салонах некоторые по несколько десятков миллионов неденоминированных рублей висят. Неужели не хватает, чтобы заплатить за мастерскую?

Григорий Ситница.

Объясняют: из тех денег, если картина продается, автору остается меньше половины от указанной суммы. Художники подсчитывают: минус 30–40% торговой надбавки, подоходный налог, затраты на расходные материалы, которые сегодня очень дорогие, а еще и стоимость мастерской. Платить за нее приходится ежемесячно, а картина на продаже может висеть и несколько лет, а то и вовсе не продастся.

Что тут скажешь: есть, видимо, свой художественный резон.

Тем временем Минкульт, чтобы поддержать отдельных членов союза, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, молодых авторов и тех, кому необходима первоочередная помощь в оплате мастерских, вместе с облисполкомами и Минским горисполкомом за счет бюджетных средств систематически приобретают произведения изобразительного и монументального искусства для пополнения музейных фондов страны. Но это, похоже, не спасает, раз творцам не хватает денег. Может, стоит расширить число учреждений, куда закупались бы художественные произведения, приобретать их больше?

Или вот вопрос: разве не может помочь с оплатой коммуналки своим старейшим коллегам и сам союз художников? Известно же, что у него довольно много собственности: с десяток унитарных предприятий, в числе которых — художественные и скульптурный комбинаты, галереи, Дворец искусства на улице Козлова, 3, где, в частности, происходят не только вернисажи, но и бойкая торговля — модные ярмарки и распродажи. Предприятия работают и наверняка приносят какой–то доход. Может, не всегда рационально и грамотно используются эти средства?

Народный художник Беларуси Май Данциг не потянет «коммуналку» за мастерскую.

Не нищие, соглашается Григорий Ситница, есть у союза собственность, которая сдается в аренду, с того он и выживает. Но, замечает, на художественном комбинате заказов сейчас мало. Зимой ему самому деньги направляли, чтобы не попали «в минус», заплатили за коммуналку. Много средств требуют ремонты. В мастерских на Сурганова, 44 давно надо менять окна: они сильно износились с 1975 года. Значит, опять надо платить, только чем, если долги висят, разводит руками Григорий Ситница.

Так или не так — попробуй разберись, кто прав в этом творческо–производственном вопросе, не сгущают ли краски художники, жалуясь раз за разом в госинстанции? Вопросы без ответа.

Для рождения Венер скульптору Александру Ботвиненко необходимы условия.

Сами творцы очень надеются, что почувствовать определенную финансовую льготу смогут после принятия Кодекса о культуре, в котором существующая сейчас норма статьи 14 вышеупомянутого закона не предусмотрена.

Пока же, по–видимому, неплохо было бы досконально изучить ситуацию и в ней разобраться. Понятно, что самим художникам с этим справиться трудновато: они — люди творческие, их дело вдохновенно Муз ждать и разные образы воплощать, а не вникать в тонкости тарифов. Поэтому помочь в этом руководству союза, очевидно, могли бы Минкультуры и Мингорисполком, а если понадобится, то и Комитет госконтроля. Возможно, после такого всестороннего рассмотрения проблемы откроется совсем другая финансово–хозяйственная картина. Может, и необходимые деньги тогда найдутся.

svirko@sb.by

Советская Белоруссия № 135 (25017). Пятница, 15 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter