Изобретатель Михаил Чупринский придумал машину рисующую картины на домах

Художник с микросхемами в голове

Ночь. Тишина. Неожиданно он подхватывается с теплой постели. «Быстро включить ноут, не забыть суть, записать алгоритм», — мысли путаются и спотыкаются. Михаилу Чупринскому нынче не до сна. Хотя нет, неверно. Парень спит и видит, как его робот покоряет город. Несколько лет назад он загорелся идеей: создать машину, рисующую картины на домах. Изобретать приходится ночью — день у Михаила расписан от и до. В 23 года он организовал собственное дело. А в 29 — руководит IT-компанией, офисы которой разбросаны по всему миру. Под его руководством — больше ста человек.


Можно верить или не верить в судьбу, но, случается, натыкаешься на житейскую историю и понимаешь: все не просто так. К своей цели Михаил начал идти с детства.

…Когда ему было пять лет, отец принес компьютер, который и по телевизору-то не все видели. Где он достал это чудо, парень не знает до сих пор. Семья небогатая, лишних трат никогда не позволяла: жили копеечка к копеечке. А тут! У Миши перехватило дыхание. Это уже потом весь дом будет приходить к мальчику, чтобы посмотреть «реликвию». А маленький Мишка с умным видом будет доставать увесистую папину книгу по программированию и делать «фокусы».

Компьютер через некоторое время сломался и появился в жизни Михаила Чупринского уже только в старших классах.

— Я стал пропадать в школе до ночи: из кабинета информатики уборщицы выгоняли, — вспоминает. — Интернета не было, знаний — дефицит. Все свои сбережения спускал на специализированные книги и журналы. Из Борисова ездил в Минск на книжные развалы. Хотя было совестно: у меня два брата, сестра. Если покупались кому-то сапоги, то месяц родители ничего не могли себе позволить, а я тут со своим увлечением. Хорошая литература стоила дорого. Толковая книга обходилась долларов в 20. Ну, булочку не съем — первый шаг к цели. 

В 20 с хвостиком Михаил решил организовать собственный мебельный бизнес. Дебют оказался непростым: приходилось разговаривать с суровыми дядьками-мебельщиками. Они плохо знали литературу, а вот крепкое словцо обронить могли. В общении с ними, как ни странно, ему помогла армия. Парень вспоминает: четыре месяца армейских будней — и 15 кг как растаяли. Служба в ВДВ — закалка не для слабонервных, когда бегать, стрелять, ползать — не пустяк, а повседневность. Один случай полностью перевернул его мировосприятие: «На учениях отправили меня с товарищем в патруль. Был сильный мороз. Вокруг — лес, а тут еще и в  болото попали. Идем, а ноги выше колена в воде, пальцы к автомату примерзают. Вылезли на какую-то кочку. Ее размер — можно сидеть вдвоем, плотно прислонившись друг к другу и поджав ноги. Тогда сделал открытие: счастье — в мелочах. Когда зуб на зуб не попадает, а ноги сводит от усталости, приземлиться на сухую кочку — это ли не ценный подарок?»

Фото Сергея ЛОЗЮКА
Фото Сергея ЛОЗЮКА

И теперь, когда Михаил хорошо зарабатывает, довольствуется малым. Ведь в погоне за материальным теряешь духовное, считает Чупринский и не хочет идти по этому пути. В его голове много социальных проектов. Некоторые он готов финансировать, над другими корпеет сам. Сейчас Михаил в процессе создания робота, который будет рисовать на стенах: «Мне хочется, чтобы люди выходили на улицу и у них поднималось настроение. Я устал от серых бетонных коробок. А представьте, если на многоэтажке появится картина Моне или в подъезде монохромные полотна стен запестреют красками. Или нумерацию домов обыграет веселый персонаж. И все это без участия человека».

Чупринский говорит, а глаза горят. Пока его подопечный  «научился» рисовать только простые рисунки. 

— Хотите, продемонстрирую? — Михаил нажимает на кнопку.

Бжи-бжик — и робот оживает. Машина шустро снует по стене. Буквально через пару минут на ней появляется фигура зайца.

Внешне все легко и даже незатейливо. Но чтобы заяц был зайцем, Михаилу нужно было не одну ночь «спички в глаза вставлять». Для обслуживания электронного «мастера граффити» написана специальная программа, которая преобразует обычные графические изображения в команды для робота. Грубо говоря, перепутаешь плюс на минус в расчетах — и вместо рисунка абракадабра выйдет.

Михаил уже планирует, как будет продвигать свою идею. Он готов идти к чиновникам, писать письма и даже профинансировать первую акцию. Парень увлеченный во всем. В работе тоже не дает себе слабинку. В начальниках все хотят ходить, а каков на вкус этот хлеб, не все знают. Шутка ли — стать руководителем, когда тебе нет и тридцати.

— Как авторитет завоевывали? — интересуюсь.

— У меня принцип: руководитель должен быть примером. А универсального алгоритма нет. Например, считаю, что система денежной мотивации не работает, когда речь идет о сложной работе. Сделай такие-то показатели — и получишь премию. При таком раскладе подчиненные начинают тратить время на игру в статистику и жонглирование цифрами. Не мой вариант. Человек должен просто хорошо делать свою работу и думать о том, как сделать ее еще лучше. Я ведь это увижу, без премии не останется.

Человек не может стать успешным в одночасье. Терпение и труд… Были у Михаила тяжелые периоды, когда приходилось продавать последнее, чтобы рассчитаться с людьми, долгами, налогами и закрывать предприятие. Был и без работы. Знаете, что Михаил делал в это время? Изучал спецкурс по органической химии Санкт-Петербургского государственного университета и курс цитологии и генетики МФТИ. Правду говорят: сильные люди не позволяют себе расслабиться. Даже когда все обстоятельства против них. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Александр ЕЛИСЕЕВ, главный архитектор проектов «Минскпроекта»:

— Мне понравилась идея с нумерацией домов. Если придумать колоритный персонаж, который каким-то образом взаимодействовал бы с цифрами, то почему бы и нет? Во-первых, это станет отличительным знаком. Во-вторых, ориентиром, особенно для детей. Кстати, за границей глухие фасады нередко украшают графикой. Но есть и другой вопрос: насколько проект рентабелен.  Может, дешевле нанять людей, нежели «привлекать» к работе робота. А возможно, и наоборот. Ведь услуги художника настенной живописи тоже влетают в копеечку. Важно еще соблюсти технологический процесс, чтобы не получилось так, что чудо-машина нанесет на поверхность краску, а через месяц она слезет.

taisi9@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter