Христианам Беларуси

Дорогие соотечественники! От всей души поздравляю вас со светлым праздником Пасхи. В нынешние весенние дни великое торжество Воскресения Христова отмечают все христиане. И это духовное единение представителей разных конфессий – православных, католиков и протестантов – наполняет наш праздник особым смыслом и красотой, служит сплочению людей вокруг идеалов милосердия и братской любви, которые так важны для нас сегодня. Жить по евангельским заповедям – значит самоотверженно трудиться на благо Родины, беречь мир на земле, бескорыстно отдавать свою заботу тем, кто в ней нуждается. Этот нравственный закон вошел в плоть и кровь нашего народа. И потому Беларусь является примером государства, где царят стабильность, гражданское согласие, добрососедство и взаимное уважение представителей всех вероисповеданий. Пусть пасхальные дни принесут в ваши дома тепло и покой, помогут подняться над суетой и мелкими раздорами, подарят радость встреч с родными и друзьями. Пусть традиционное приветствие «Христос Воскрес!» станет символом духовного возрождения для каждого. Желаю вам, дорогие соотечественники, крепкого здоровья, неиссякаемых душевных и телесных сил, счастья и успехов. Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО На снимке: глядя на тончайшие узоры, нанесенные на пасхальные яйца при помощи воска, натуральных или анилиновых красителей минской мастерицей Татьяной Лупинович, не сомневаешься, что это настоящие произведения искусства. Татьяна по образованию художник, закончила знаменитый художественно-графический факультет Витебского университета. Вместе с ней росписью писанок занимаются дети, например, сын Владислав. Фото: Александр ТОЛОЧКО

Дорогие соотечественники!

От всей души поздравляю вас со светлым праздником Пасхи.

В нынешние весенние дни великое торжество Воскресения Христова отмечают все христиане. И это духовное единение представителей разных конфессий – православных, католиков и протестантов – наполняет наш праздник особым смыслом и красотой, служит сплочению людей вокруг идеалов милосердия и братской любви, которые так важны для нас сегодня.

Жить по евангельским заповедям – значит самоотверженно трудиться на благо Родины, беречь мир на земле, бескорыстно отдавать свою заботу тем, кто в ней нуждается. Этот нравственный закон вошел в плоть и кровь нашего народа. И потому Беларусь является примером государства, где царят стабильность, гражданское согласие, добрососедство и взаимное уважение представителей всех вероисповеданий.

Пусть пасхальные дни принесут в ваши дома тепло и покой, помогут подняться над суетой и мелкими раздорами, подарят радость встреч с родными и друзьями. Пусть традиционное приветствие «Христос Воскрес!» станет символом духовного возрождения для каждого.

Желаю вам, дорогие соотечественники, крепкого здоровья, неиссякаемых душевных и телесных сил, счастья и успехов.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

--------------------------------

Пасхальное послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

«Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 11)

От седой древности до наших дней в жизни человеческого рода не было и нет события, в котором жизнь и смерть обретали бы такой же высокий смысл, как в Пасхе Господней.

Сколько бы человек ни задавал себе вопрос о смысле жизни, сколько бы ни испытывал он свой разум в попытках разгадать тайну смерти, — ни один ответ не превзойдет всеобъемлющей мудрости главного догмата христианской веры:

Христос воскресе! Воистину воскресе!

«…И нас воскресит силою Своею» (I Кор. 6: 14), — утверждаем и мы вслед за святым апостолом Павлом. Ведь испокон века христианский мир объединяется твёрдой уверенностью во всеобщем воскресении; христианские сердца исполнены неизбывной надеждой обрести жизнь будущего века, а разум каждого христианина просветлён несомненным знанием того, что смерть не прекращает жизнь человека, но представляет собой «инаго жития вечнаго начало» (Песнь VII Пасхального канона).

Сам Господь Иисус Христос Своим тридневным воскресением утвердил эти незыблемые основания нашей веры. Внимательно читая Писание, мы можем задаться вопросом, почему апостол Павел называет воскресшего Сына Человеческого первенцем из умерших (I Кор. 15: 20)? Ведь Священная история Ветхого и Нового Завета хранит немало примеров воскрешения умерших людей, и в том числе Христова друга Лазаря, который скончался и пробыл во гробе четыре дня.

В поисках ответа нам очень важно осознать, что прежде Светлого Христова Воскресения у людей не было твёрдых знаний о жизни будущего века. Были только догадки и предположения, мифы и легенды о посмертной участи человека. А ещё была безысходность, потому что Царство Небесное оставалось за­творённым для людей после изгнания из него наших согрешивших праотцев.

До Воскресения Христова удел человека после земной кончины был таким, как говорит о нём святой Иов Многострадальный: «Отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака… где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10: 20—22).

И вот Спаситель «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!

Сын Божий не просто вернулся из царства мертвых, не просто ожил: Он победил смерть и вывел её пленников на свободу, Он возвысил жизнь каждого человека до божественной высоты и наполнил вселенским смыслом дни и годы земной юдоли.

Дорогие братья и сестры! Обратим свой взор на икону Светлого Христова Воскресения: вот, сокрушив врата ада, Единородный Сын Божий держит за руки праотцев Адама и Еву и выводит их к Свету из страны мрака. И вместе с ними Он держит за руку каждого из нас, потому что, по слову Апостола, «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (I Кор. 15: 22). Именно поэтому Сын Человеческий — первенец из умерших — именуется «Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века» (Великое Повечерие).

Во времена земной жизни Христа Спасителя, как и сегодня, далеко не все веровали в бытие духовного мира, в бессмертие души и в Жизнь Вечную. А коли так, то и смысл жизни, и её цель, и её ценность понимались по-разному. Жизнь малых и слабых мира сего представлялась малозначительной и лишённой высокого смысла. Богатые и сильные господствовали чаще всего с жестокостью и придавали значение лишь удовольствиям и утолению своих прихотей.

Воскресение Христа Спасителя опровергает мнение о том, что ценность человеческой жизни бывает разной, что бессмертная душа может быть значимой для Творца в большей или в меньшей степени. Господь Иисус Христос твердо и недвусмысленно ставит на первый план божественное равенство всех людей.

Евангельская проповедь утверждает, что Бог нелицеприятен, и для Творца нет разницы между людьми ни по знатности происхождения, ни по степени обладания властью и богатством, ни по месту в общественной иерархии. Пред Ликом Вседержителя лишь одно отличие существенно, насколько мы различаемся по своей способности любить Бога и любить ближнего своего как самого себя (см.: Мф. 22: 37—39).

В ветхозаветной книге Ездры мы читаем слова, которые свидетельствуют о всеобщем равенстве людей в свете именно этих основополагающих заповедей любви:

«Оправдай вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого, о расслабленном и немощном попекись, над хромым не смейся, безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего, старца и юношу в стенах твоих сохрани, мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, — и Я дам тебе первое место в Моем воскресении», — говорит Господь (III Езд. 2: 20—23).

В этом пасхальном человеколюбии заключены основы общественной морали и справедливости, а значит — и устойчивости общества к испытаниям века сего. В этих словах Писания, говоря современным языком, сформулирована библейская социальная программа, актуальная не только для Церкви и государства, но и для всего мирового сообщества.

Ведь, по сути, все исторические трагедии и социальные бедствия начинались там, где предавалось забвению евангельское правило жизни человеческого рода: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12).

Христианская ответственность напоминает нам, что мы и отцы наши — одно, и мы призваны молиться о них, умножая отеческое благочестие и искупая отеческие грехи.

Помня об этом и приуготовляя сердца наши к Пасхе Господней, мы пятикратно совершали молитвенное поминовение усопших, начиная с Вселенской родительской мясопустной субботы. И мы продолжим это молитвенное соединение с нашими предками в день Радоницы, когда едиными устами и единым сердцем возрадуемся вместе с отошедшими к Богу сродниками, соотечественниками и всеми от века почившими православными братьями и сестрами нашими, что Христос воистину воскрес!

Возлюбленные! Сегодня мы смелы в оценках прошлого и настоящего, в суждениях об истории нашей Церкви, нашего Отечества… Однако далеко не всегда мы бываем осмотрительны в отношении к тем, кто жил на земле наших отцов прежде нас. Поэтому вспомним, как апостол Павел, проповедуя Воскресение Христово, становился весьма строгим к тем, кто скор на осуждение.

«Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми, — разъясняет Апостол народов, обращаясь и к древним римлянам, и к нам. — А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов... Каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14: 9—12)

Из всех умерших на земле Господь наш Иисус Христос явился единственным, Кто, по слову Апостола, был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4: 25).

Так, для нас, оправданных столь высокой ценой, важнейшей была и остаётся миссия свидетельства о бессмертии взаимной любви Бога к человеку и человека — к Богу, а значит, и к своему ближнему.

Сердечно приветствую с Пасхой Господней всех единоверных христиан, соотечественников наших, всех, кто движим доброй волей, и всерадостно свидетельствую о том, что Христос воскресе! Воистину воскресе! Аминь.

Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси

Пасха Христова, 2010 год, Минск

--------------------------------

Пастырскае пасланне арцыбiскупа Тадэвуша Кандрусевiча на Вялiкдзень 2010 года

Вялiкдзень — трыумф любовi Хрыста

Глыбокапаважаныя браты i сёстры!

1. Хрыстус уваскрос! Сапраўды ўваскрос! Гэты святочны велiкодны воклiч гучыць сёння ва ўсiм свеце. Сёлетнi Вялiкдзень набывае асаблiвае значэнне, бо ўсе хрысцiяне ў адзiн дзень адзначаюць свята, якое з’яўляецца падмуркам нашай веры i надзеяй на вечнае жыццё. Гэта знак з неба, калi нават нябесныя целы кажуць нам, каб былi адно, як хоча гэтага Хрыстус, каб адзiным сэрцам i адзiным духам (пар. Дз. 4, 32) абвяшчаць радасную таямнiцу нашага збаўлення i дар новага, пазначанага свабодай жыцця ў Хрысце.

2. Якiм было б жыццё чалавека, калi б Сын Божы не прыйшоў у гэты свет i не збавiў яго? На гэтае пытанне можам даць наступны адказ: мы б не зведалi бязмежнай любовi Бога, засталi­ся б духоўна памерлымi, без падмурку нашай веры, а жыццё нашае было б без надзеi.

Падзея, якую мы сёння адзначаем, з’яўляецца цэнтральнай з усяго таго, што ўчынiў Бог. Усе Яго дзеяннi, пачынаючы ад стварэння свету, ад паклiкання Абрагама i выйсця з егiпецкай няволi, былi дзеля сённяшняга дня, дзеля моманту ўваскрасення Хрыста. Дзякуючы гэтаму свет стаў iншым, ён уключыўся ў Хрыста — Пераможцу ўсяго, што парушае Божую гармонiю. Хрыстус — новы Адам, i ў Iм свет стаў лепшым, чым нават быў пасля стварэння. У дзень уваскрасення Бог якасна аднавiў чалавека i ўвесь свет.

3. Першае i галоўнае значэнне Вялiкадня — гэта надзвычайная асоба Езуса Хрыста, якi быў укрыжаваны i пахаваны, а потым уваскрос да новага жыцця. Таму i сутнасцю хрысцiянства з’яўляецца не iдэя, але асоба Езуса Хрыста, у якой знаходзiц­ца багацце яго зместу, як заўважае папа Бэнэдыкт XVI (пар. MoK, s. 10). Езус Хрыстус не прыйшоў у гэты свет, каб навучаць фiласофii, але каб паказаць шлях, якi вядзе да вечнага жыцця.

4. На жаль, у наш час небывалага прагрэсу чалавецтву спадарожнiчае нясталасць i сацыяльная няроўнасць. Прагрэс чалавечага генiя адкрывае новыя перспектывы. Аднак нават найлепшыя мары найчасцей застаюцца толькi марамi i вялiкую частку чалавецтва складаюць маргiналы, бедныя i пакiнутыя. Таму памяць пра Божую вернасць сваiм абяцанням заклiкае нас, хрысцiянаў, абвяшчаць уваскрасенне Езуса Хрыста як на­дзею, што чалавецтва здольнае пабудаваць такi свет, у якiм бу­дзе панаваць справядлiвасць, дзе свае прыватныя iнтарэсы будуць супадаць з iнтарэсамi iншых i дзе людзi змогуць жыць паўнатой жыцця ў свабодзе дзяцей Божых.

5. Заданне Касцёла не заключаецца ў тым, каб будаваць грамадства, аднак пасланне Хрыста дае магчымасць унесцi наш уклад у яго будаванне. Таму хрысцiянiн, узмоцнены праўдай уваскрасення Хрыста, павiнен мець адвагу баранiць жыццё i каштоўнасцi сям’i як галоўнай клеткi кожнага грамадства; дапамагаць будаваць грамадства на прынцыпах сацыяльнай справядлiвасцi, а не карупцыi; замест культуры нянавiсцi i гвалту спрыяць развiццю культуры любовi; супрацьстаяць тэндэнцыям палiткарэктнасцi ў маральных нормах, якiя па сваёй сутнасцi i прадвызначэннi нязменныя; садзейнiчаць таму, каб моладзь атрымала не толькi добрую адукацыю, але i рэлiгiйнае выхаванне, якое дапаможа ёй заўсёды жыць надзеяй i не страцiць яе.

6. У сучасным секулярызаваным свеце нярэдка можа складвацца ўражанне, што Касцёл i хрысцiянская вера iснуюць толькi для таго, каб прапагандаваць маральны кодэкс. Сапраўды, хрысцi­янства мае свае маральныя нормы, аднак гэта не тое, чым яно на самой справе ёсць. Як ужо было падкрэслена вышэй, змест хрысцi­янства заключаецца не ў iдэi, але ў асобе нашага Збаўцы — Езуса Хрыста. Хрысцiяне належаць уваскросламу Хрысту i з’яўляюцца новым Божым народам. Таму яны павiнны жыць паводле маральнага кодэксу, бо ў Хрысце атрымалi новае жыццё, якое адрознiваецца ад жыцця секулярнага свету. 12 лютага 2010 г. падчас сустрэчы з семiнарыстамi рымскiх семiнарый папа Бэнэдыкт XVI падкрэслiў, што хрысцiянства не з’яўляецца маралiзацыяй. Такiм чынам, самае галоўнае заданне хрысцiянаў заключаецца ў тым, каб прыняць Бога, якi дае нам самога сябе, каб мы iдэнтыфiцы­равалiся i дзейнiчалi разам з Iм.

7. Гiсторыя адносiн памiж Богам i чалавекам — гэта самая вялiкая з калi-небудзь напiсаных гiсторый пра любоў Стварыцеля да свайго стварэння. З iншага ж боку, гэта гiсторыя трагедыi чалавека, якая сталася па прычыне непрыняцця iм гэтай любовi. Асаблiва бачна гэта ў сучасным свеце, якi перажывае як маральны, так i фiнансавы крызiс. Чалавек, калi выходзiць са сферы Божай любовi, адчувае крызiс адносiнаў з самiм сабой як са стварэннем Божым, з iншымi i са сваiм Стварыцелем.

8. У сучаснай спажывальнiцкай постмадэрнiсцкай культуры, якая шукае задавальненняў i прыемнасцяў, самалюбства, хутка стано­вiцца самазахапленнем, iмкненнем да славы i самадастатковасцi. А калi гэта не атрымлiваецца, то з’яўляецца нянавiсць да самога сябе i нават самаагiда.

9. У наш час, насычаны шмат­лiкiмi крызiсамi, як, напрыклад, эканамiчны, экалагiчны i маральны, пагрозамi тэрарызму, праяўленнем сацыяльнай несправядлi­васцi i iншымi адмоўнымi фактара­мi, у свеце трывае атмасфера пагрозы, трывогi, бездапамож­насцi i нават панiкi.

Аднак рэальнасць з’яўляецца iншай. Тры днi Пасхальнага Трыдуума з аднаго боку паказалi нам самы вялiкi крызiс, а з iншага — самую вялiкую любоў у гiсторыi чалавецтва. У Вялiкi чацвер Хрыстус кажа, што будзе здраджаны сваiм вучнем i выдадзены на смерць, каб стаць ахвярным ягнём за грахi свету. Для таго, каб увекавечыць гэта, Ён устанавiў Эўхарыстыю, у якой хлеб i вiно становяцца Яго Целам i Крывёю, што была пралiта за грахi свету.

Сёння мы радуемся ўваскрасенню Хрыста. Мы радуемся таму, што выйшлi з «велiкапоснага шпiталю», калi так можна сказаць, з рэцэптам на лек, якi не мае адпаведнiкаў. У склад гэтага леку ўваходзяць тры iнгрэдыенты: Апошняя Вячэра, цярпеннi i крыжовая смерць Езуса Хрыста i Яго ўваскрасенне.

10. Апосталы Ян i Пётр, даведаўшыся ад жанчын-мiраносiц пра тое, што грабнiца пустая, пабеглi туды, дзе было пакладзена цела Езуса, убачылi пустую грабнiцу i паверылi ва ўваскрасенне Хрыста. Пустая грабнiца сведчыла, што не трэба баяцца, бо любоў знiшчыла страх. Напэўна, Пятра, якi быў там, праймаў то гарачы, то халодны пот. У Вялiкi чацвер ён урачыста вызнаў, што лепш памрэ, чым адрачэцца ад Езуса. А праз некалькi гадзiн ажно тры разы адрокся ад Яго (пар. Ян 13, 37; 18, 17—27).

11. Вера Касцёла i яго перакананне такiмi былi заўсёды, ад самага пачатку. Так верылi апосталы, якiя аддалi сваё жыццё за веру ва ўкрыжаванага i ўваскрослага Езуса i за Яго навучанне. Так жылi вялiкiя героi i мучанiкi хрысцiянства. Так павiнны жыць i сучасныя людзi.

Ласка сённяшняга свята заключаецца ў тым, што свет не меў бы такiх магчымасцяў, калi б Сын Божы не стаў чалавекам i не збавiў яго.

12. З гэтымi думкамi вiншую ўсiх вас, дарагiя браты i сёстры, з радасным i збаўленчым святам Уваскрасення Езуса Хрыста, святам трыумфу Яго бязмежнай любовi!

Вiншую ўсiх хрысцiянаў, асаблiва братоў i сясцёр праваслаўных, з якiмi ў нас падобныя пазiцыi па праблемах сучаснасцi, з надзеяй, што i далей мы будзем сумесна абараняць iдэалы хрысцiянства, каб, жывучы iмi, свет iмкнуўся да выканання свайго прадвызначэння.

Вiншую ўсiх людзей добрай волi. Усiм вам жадаю шчаслiвага Вялiкадня. Няхай уваскрослы Езус заўсёды будзе з вамi, несучы ў вашае жыццё надзею, супакой i радасць.

Давяраючы ўсiх вас апецы Марыi — Мацi ўваскрослага Пана — свае велiкодныя пажаданнi ўмацоўваю благаслаўленнем у iмя Айца, i Сына, i Духа Святога. Амэн.

Хрыстус уваскрос!

Сапраўды ўваскрос!

Арцыбiскуп Тадэвуш Кандрусевiч

Мiтрапалiт Мiнска-Магiлёўскi

Мiнск, 25 сакавiка 2010 г.

Ва ўрачыстасць Звеставання Пана

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter