Храму – быть!

Митрополит Филарет одобрил проект реконструкции Коложской церкви

Проект реконструкции древнейшего белорусского православного храма — Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви XII столетия в Гродно одобрил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси

Дошедший до наших дней историко-архитектурный памятник — Коложская церквь, думается, известен большинству белорусов. В сюжетах, рассказывающих об историко-культурных ценностях белорусской земли, претендующих на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, она сотни раз появлялась на телеэкранах. Да и никакое другое повествование о Гродно не обходится без упоминания древнего храма — одного из главных символов наднеманского города, имеющего богатую историю. Коложа, как в свое время и город, восстала на высоком берегу полноводной реки, и уже девятый век ее история неразрывно связана с жизнью Гродно.

Наверное, именно поэтому, единодушно сойдясь во мнении о том, что архитектурную жемчужину нужно сберечь, возродить и сохранить для потомков, ученые, служители церкви, прихожане и все, кто трепетно относится к истории Беларуси, так долго и тщательно ищут верные подходы к этому делу. Оно и понятно: большая ответственность ложится на плечи всех, кто будет принимать такое решение и его осуществлять. Ответственность перед прошлым, настоящим и будущим.

Еще одним шагом на пути выработки взвешенного, продуманного решения стало обсуждение проекта реконструкции Коложи, в котором приняли участие несколько заинтересованных сторон: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро, директор института «Гродногражданпроект» Владимир Дешко, управляющий Гродненской епархией преосвященнейший владыка Артемий, научный руководитель проекта — доцент Белорусского национального технического университета Геннадий Лаврецкий, главный архитектор проекта Нина Емельянова.

— Над темой восстановления Коложской церкви мы работаем начиная с середины 90-х годов минувшего века, и за это время рассматривались различные варианты, — представил плоды многолетнего труда специалистов Геннадий Лаврецкий. — В результате пришли к проекту, который в какой-то мере сочетает в себе все предложенные подходы. Оставшиеся части древнего строения предлагается законсервировать и отреставрировать, сохраняя его первоначальный вид. Разрушенную же южную часть храма — восстановить в духе православных архитектурных традиций. При этом границы исторической и восстановленной части четко обозначаются.

Нужно отметить, что такие подходы применяются в мировой практике восстановления зданий, имеющих историко-культурную ценность. Их преимущество — возможность решить двуединую задачу. С одной стороны, сберечь уникальность аутентичной постройки, с другой — придать ей соизмеримый с ее значением в истории нации подобающий святыне вид. Другими словами, цитируя Геннадия Лаврецкого, «создать для архитектурной жемчужины достойную оправу», учитывая при этом, что древняя церковь продолжит быть не только символом духовности, но и действующим православным храмом.

— Такое решение очень логично, — считает главный архитектор проекта Нина Емельянова. — Ведь о первоначальном облике Свято-Борисо-Глебского храма можно судить лишь по сохранившимся его частям, которые, увы, не позволяют составить полноценную картину. Мы имеем стены, украшенные цветными шлифованными гранитными и гнейсовыми камнями, фигурными керамическими плитками, сложенными в геометрические узоры, вмурованные в стены керамические голосники. Это то, что создано творческой мыслью и руками первых строителей Коложи. Все остальное с большой долей достоверности можно предполагать, исходя из исторических примеров и специальных знаний. С другой стороны, сохранились свидетельства более поздних времен — и в изменениях, внесенных в постройку, и в изображениях, документах. Ведь на долю церкви выпало немало испытаний. Следы первых потерь относятся уже к XIII—XIV векам. И позже здесь не раз гремели сражения, в 1853, 1864, 1889-м годах случались природные катаклизмы — оползни, обрушившие стены. Утраченное же периодически восполнялось, и это тоже сегодня имеет свою историческую ценность. Как, к примеру, крупномерный кирпич, отличный от «родной» плинфы, которым неизвестные мастера замуровали отверстие в северной стене. Судя по тому, что именно такой присутствует в сооружениях Лидского и Кревского замков, эта работа выполнена в XIII cтолетии и сегодня, конечно же, не менее интересна с исторической точки зрения.

Сохранить ценные свидетельства эпох и возродить то, что утрачено, — такую стратегию выбрали авторы проекта, положив в основу своей работы принципы действующей Венецианской международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест.

Поэтому проект, одобренный научно-методической радой Министерства культуры, определяется не как сугубо реставрация, а как реконструкция с реставрационно-восстановительными работами. Он предполагает укрепление существующих исторических конструкций специальными растворами, использование особого кирпича — плинфы — для возведения остальных частей постройки, а также керамических голосников, созданных по образцам, сохранившимся в Гродненском государственном историко-археологическом музее. В духе православных традиций южная часть фасада будет увенчана четырьмя полукружиями — закомарами.

Восстановление внутреннего облика церкви также предполагается в пределах возможного. При этом преду­сматривается оснащение здания всеми необходимыми коммуникациями для комфорта прихожан. При этом, как утверждают архитекторы, новые формы не будут вступать в конфликт с аутентичными конструкциями.

Для того же чтобы Коложа не закрыла свои двери на время реконструкции, вблизи храма предложено построить приходской комплекс, где расположатся домовая церковь, воскресная школа, приходской совет, мастерские, трапезная, гараж и другие необходимые службы.

Прежде чем оформиться в сегодняшний проект, предложения специалистов прошли долгий и, можно сказать, непростой путь. Сегодня же их работа, уже одобренная радой Министерства культуры, получила еще одно значимое одобрение. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, отслужив в Коложской церкви Божественную литургию, ознакомился с проектом восстановления храма и выразил доверие к многолетнему труду специалистов.

— Наш общий долг — восстановить святыню, — напутствовал владыка Филарет, особо подчеркнув, что церковь поддерживает основную идею проекта: сохранение Коложи не только в качестве памятника, но и действующего храма — духовного символа нашей страны.

В свою очередь гродненцы решили внести и свой вклад в дело. Неравнодушие к судьбе жемчужины над Неманом они доказывают, участвуя в акции «Восстановим Коложу вместе!». Как сообщили в управлении культуры Гродненского облисполкома, на специальный благотворительный счет уже перечислено 85 миллионов рублей. Всего же, по предварительным оценкам специалистов, на строительные работы с учетом возведения приходского комплекса требуется 5 миллиардов рублей.

А начнутся они с научно-архитектурных исследований культурного слоя почвы как вокруг храма, так и под его сводами. Можно не сомневаться: уже на этом этапе нас ждет немало интереснейших открытий.

-----------------------------------

Историческая справка

Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь — один из древнейших действующих храмов Беларуси, построенный в 1180-х годах и освященный в честь святых Бориса и Глеба. Это единственное сохранившееся до наших дней произведение гродненской архитектурной школы.

Предание гласит, что вблизи храма был похоронен предательски убитый в 1326 году полководец Давид Городенский. В 1405-м великий литовский князь Витовт поселил здесь пленных жителей псковского пригорода Коложи, что и дало церкви второе имя — Коложская.

-----------------------------------

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter