На что сегодня делают ставку владельцы агроусадеб

Хорошо ль в деревне летом?

Лет десять назад мало кто предполагал, что сельский туризм в нашей стране начнет стремительно набирать очки и даже составит конкуренцию зарубежному отдыху. Сегодня в Беларуси уже более двух тысяч агроусадеб, в минувшем году их услугами воспользовалось около 330 тысяч человек.

 

Вопреки устоявшемуся мнению, что “домики в деревне” в основном снимают российские туристы, белорусов, облюбовавших такой вид отдыха, намного больше. Наши восточные соседи и представители дальнего зарубежья составляют лишь шестую часть общего количества отдыхающих.

Вслед за количеством пришло и качество. Нынче большинство агроусадеб — не просто места для ночлега, как это было вначале, а своего рода культурные центры на селе. Не секрет, что некоторые зарубежные туристы (да и белорусские тоже), приценившись, по-прежнему отдают предпочтение заграничным турам, сочетающим в себе не только отдых на море, но и шопинг, разные развлечения. Не опустеют ли со временем наши агроусадьбы? Этого можно не опасаться, уверена председатель правления белорусской общественной организации “Отдых в деревне” Валерия Клицунова:

— Мода на сельский туризм прижилась у нас прочно, хотя поначалу даже не мечтали, что развиваться он будет такими стремительными темпами. В начале двухтысячных не было усадеб, инфраструктуры, нормативной базы, информационной поддержки. Первопроходцы этого бизнеса начали с того, что в 2002 году объединились в общественную организацию “Отдых в деревне”. Благодаря Указу № 372, который Президент подписал в 2006 году, организаторы агротуризма получили льготу — возможность платить в качестве налога всего одну базовую величину в год. После этого агроусадьбы начали появляться как грибы после дождя. И что немаловажно — белорусы поменяли свое отношение к деревне. К своим истокам, на родительские вотчины, начали возвращаться горожане, появились новые рабочие места.

Со временем организаторы сельского туризма озадачились вопросом: чем привлечь отдыхающих, чтобы их дело давало максимальную отдачу? Климат у нас нестабильный, нет моря и жаркого солнца, шопинг и развлечения — в крупных городах. Поэтому занялись созданием брендов, основанных на национальных традициях. Теперь уже и за рубежом многие наслышаны о “Вишневом фестивале” в Глубоком, “Мотальскіх прысмаках” в Ивановском районе, “Яблочном Спасе” в Шарковщине и многих других увлекательных мероприятиях. Хозяева “домиков в деревне” предлагают не только ночлег и рыбалку, но и экскурсии, кулинарные мастер-классы, фольклорные и анимационные программы.

Появились и комплексные проекты: зеленые маршруты, связанные с туристическими кластерами, различные программы для молодежи в сфере агро- и экотуризма. Создается кулинарная карта Беларуси — гастрономический путеводитель по усадьбам, где посетителям предложат старинные блюда нашей национальной кухни.


— Не стал помехой в развитии сельского туризма и кризис. Эта отрасль неожиданно проявила себя как “кризисоустойчивая”. Но это не значит, что проблем у нас нет, — признается Валерия Клицунова. — Статус и качество работы некоторых агроусадеб вызывают справедливые нарекания. Их хозяева концентрируются на придорожном сервисе или предлагают исключительно “банные” услуги, искажая этим саму идею агротуризма. Пусть таких единицы, но они дискредитируют тех, кто работает честно. Не случайно последние ратуют за сертификацию такого бизнеса.

Да и ценник некоторых деревенских “отелей” низким не назовешь. Однако это обусловлено рядом причин. Наибольший приток туристов наблюдается в агроусадьбах летом и в определенные праздники. Тогда их владельцы и стремятся подзаработать.

Как бы то ни было, многих, занимающихся этим бизнесом, встревожила новость о том, что сбор за занятие агротуризмом может быть увеличен в двенадцать раз.

    — Владельцы агроусадеб не против ежемесячно платить одну базовую — это вполне подъемная сумма, — рассуждает Валерия Анатольевна. — Но волнует моральный аспект. Ведь ранее было принято решение, что ныне действующий механизм уплаты сбора сохранится до 2021 года. За это время агробизнес окреп бы, отсеялись бы те, кто занимается им несерьезно. Многие задаются и таким вопросом: почему решение созрело без его обсуждения с представителями нашей отрасли?

Озабочен нововведениями и Анатолий Ганец, владелец усадьбы “Ганка” в Воложинском районе:

— Организуя свой бизнес, я продал три квартиры, вся семья уехала в деревню. Теперь агроусадьба — дело всей моей жизни. Вижу, как сельский туризм преображает деревню, становится катализатором творчества, креатива, возрождает традиции и обряды. Все это очень интересует наших иностранных клиентов. Что касается налогов, платить их нужно. Но получается, что строили свои планы, сверяя их со статьями Указа № 372, а теперь думаем, какие еще новшества придумают чиновники?

Чтобы прояснить ситуацию, я обратилась в Министерство по налогам и сборам. Там заверили, что по отношению к сельскому туризму пока никаких нововведений не предвидится. Услышать это накануне летнего туристического сезона владельцам агроусадеб наверняка будет приятно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter