Узнали о текущей ситуации на Барановичском автоагрегатном заводе, перспективах, модернизации и новых проектах

Хорошо, когда много работы

Уникальная возможность занять освободившиеся ниши появилась у БААЗа с уходом европейских производителей с российского рынка

У Барановичского автоагрегатного завода сейчас не просто много работы, а очень много. Пять дней в неделю в три смены, а порой и по выходным здесь выпускают продукцию для сборочных конвейеров таких автомобильных гигантов, как МАЗ, МЗКТ, БЕЛАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, и других. На предприятии понимают: сейчас нужно действовать быстро и слаженно, не упустить шанс, потому что настало время возможностей. Мы побывали на заводе, поговорили с его руководством и работниками о текущей ситуации и перспективах, модернизации и новых проектах.

Ирина Соболевская, оператор ЧПУ.

Больше работы — больше уверенности

Предприятию без малого 78 лет. Его история началась в августе 1944 года, когда разоренное войной хозяйство только поднималось с колен. Поначалу это были мотороремонтные мастерские, постепенно трансформировавшиеся в моторостроительное производство. Потом здесь начали создавать автокомпоненты, номенклатура которых с каждым годом расширялась. Так, шаг за шагом, завод дорос до своего нынешнего состояния — штата в 770 человек, трех механосборочных цехов и трех участков, расположенных на территории в 12,5 гектара, став поставщиком продукции не только на внутренний рынок, но и в Россию, Казахстан, Узбекистан.


По словам директора завода Виталия Юркевича, выйти на внешние рынки было непросто. БААЗ не один год пытался потеснить иностранные предприятия на российском рынке, но те прочно удерживали занятые ниши и уступать их не собирались. Но в этом году, поддавшись всеобщей истерии, все же освободили насиженные места.

— Для нас сегодня открыты удивительные возможности: мы можем выйти на новые рынки, что всегда было непросто. Сейчас нужно основательно поработать, напрячь технологов, конструкторов, отдел маркетинга — словом, весь коллектив. Как руководитель с определенным стажем могу сказать: тяжело, когда нет работы, тяжело, когда есть работа. Но когда тяжело и есть работа, легче живется, — утверждает Виталий Александрович. — Как следствие, достаток людей растет и в целом они начинают чувствовать себя увереннее.

Под этими словами есть и доказательная база: из-за увеличения объемов производства и реализации продукции зарплата на заводе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 20,4 процента.

Знай наших!

— Санкции являются стимулирующим моментом для развития не только нашего, но и других отечественных предприятий, — считает директор БААЗа. — Раньше заказчики предпочитали иностранный продукт, даже не рассматривая белорусский. И сегодня многие узнают, что за словами «сделано в Беларуси» стоит высокое качество. А еще нужно помнить: те, кто ввел санкции, добра нам не желали. Они не нашли другого способа достижения своих целей, кроме как через запреты. Но с другой стороны, нынешнее время для нас — это возможность открыть себя, осознать свой потенциал, пересмотреть отношение к окружающим и повысить уважение к белорусскому.

Рынок автозапчастей меняется стремительно. И на заводе стараются реагировать на эти изменения гибко. Здесь постоянно мониторят рынок в поиске новой продукции к освоению, новых клиентов, а также для расширения дилерской сети.


В этом году БААЗ продолжает сотрудничать с крупнейшими российскими автосборочными конвейерами, среди которых КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ, «Ростсельмаш», компания «Волгабас Групп», Петербургский тракторный завод и другие, ведутся переговоры по сотрудничеству с производителями железнодорожной техники. Начиная со второй половины 2022 года и в начале 2023-го по действующим контрактам объем поставляемой продукции планируется увеличить.

На заводе сейчас осваивают новые амортизаторы, буксирные устройства для поставок на российские конвейеры. Продукция, которая будет отправляться для конвейеров «Ростсельмаша» и УРАЛа, уже прошла сертификационные испытания. Опытно-промышленная партия поступила на эти предприятия для дальнейших испытаний.

Чтобы повысить технический уровень производства, на БААЗе ежегодно проводится модернизация: закупается новое оборудование, с помощью которого применяются современные методы обработки, улучшается логистика перемещения деталей. За 2021 год объем инвестиций в основной капитал составил 1,7 миллиона рублей.

Слесарь механосборочных работ Виктор КУРОШ на родном предприятии чувствует себя комфортно.

— Конечно, этого мало, сумму нужно увеличивать как минимум в 2–2,5 раза, — говорит директор завода. — Если есть средства, мы тут же вкладываем их в развитие предприятия, потому что нам нужно стремительно догонять лидеров рынка. В технологическую, испытательную базу, в разработку новых видов изделий. Но самое главное — в людей. Вложения в людей у нас на первом месте.

Сейчас на предприятии реализуется инновационный проект «Развитие производства и освоение новых видов тягово-сцепных устройств для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и лесной техники». В его рамках планируется приобрести горизонтальный обрабатывающий центр с ЧПУ.

Замещая импорт

Новое современное оборудование помогает производить также импортозамещающие комплектующие. Кстати, на заводе еще в 2020 году была разработана пятилетняя программа освоения таких деталей.

Коллектив БААЗа чтит традиции белорусского машиностроения, заложенные предшественниками.

— Мы активно участвуем в процессе создания импортных комплектующих с учетом своих технологий и наработок. И я уверен, что наши потребители тоже будут удивлены в хорошем смысле слова тем наработкам, которые у нас есть, — добавляет Виталий Юркевич.

Сейчас на предприятии ведется освоение гасителей колебаний (демпферов) для электропоезда «Иволга», рельсовых автобусов, электропоезда пригородного следования городского типа и пассажирских вагонов локомотивной тяги.

Интересуюсь: как обстоят дела с комплектующими для тех импортных станков, которые были закуплены ранее?

— Что-то восстанавливать уже научились сами. Конечно, микросхемы еще не делаем, — не без юмора отвечает собеседник. — Но ищем какие-то нестандартные решения. На те вызовы и проблемы, которые возникают перед нами, мы находим решения.

Движущая сила

На вопрос о том, чем БААЗ может гордиться, директор предприятия не задумываясь говорит:

— Коллективом. Хорошим и слаженным, который чтит традиции белорусского машиностроения, заложенные предшественниками.

С работниками завода нам удалось пообщаться непосредственно на производстве.

У оператора станков с числовым программным управлением (ЧПУ) Дмитрия Гасюка в трудовой книжке одна запись, сделанная более 20 лет назад. На предприятие он пришел сразу после окончания Барановичского лицея машиностроения.

У оператора станков с ПУ Дмитрия ГАСЮКА в трудовой книжке одна запись, сделанная более 20 лет назад.

— Мне просто нравится работать с металлом, — короткий, но емкий ответ на вопрос, за что он любит БААЗ. — Думаю, что сложности есть на любой работе. У нас, например, когда идет новая деталь и еще нет отработанного техпроцесса, нужно тесно взаимодействовать с конструкторами, технологами, настраивать станок. Ответственно. Коллектив, начальство, зарплата хорошие — нашу семью из пяти человек устраивает.

О сотрудниках на заводе заботятся. Любые вопросы здесь решаются быстро. Созданы первички различных общественных объединений, активно работает профсоюзная организация.

— Летом помогают отправить детей в лагеря. В любое время придут на помощь, — сообщает Дмитрий. — Раньше часто участвовал в спартакиадах, сейчас молодые отстаивают в турнирах честь завода.

Все новости по предприятию сотрудникам сообщает специально созданная информационная группа.

— Санкции? — переспрашивает собеседник. — Мы как работали, так и будем работать. Просто одних деталей стали выпускать меньше, других — больше. Думаю, что такое предприятие, как наше, простаивать никогда не будет.

Оператор станков с ЧПУ Александр Пахотных тоже из числа старожилов. Более того, он представитель трудовой династии — на БААЗе в свое время трудились его дед и отец. Такое постоянство — не только следствие его личных качеств, но и основная характеристика самого завода: здесь сотрудники ощущают уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне.

Среди операторов станков с ЧПУ на заводе есть и две представительницы прекрасного пола (все-таки нелегкая это работа). Одна из них — Ирина Соболевская — 12 лет назад пришла на завод, имея профессию повара, и с нуля обучилась новой.

Ирина СОБОЛЕВСКАЯ 12 лет назад работала поваром. Теперь она оператор станков с программным управлением.

— Сначала на токаря, потом на фрезеровщика, сверловщика, после освоила профессию оператора станков с ПУ. К счастью, у меня все получилось, — улыбается Ирина и сообщает, что в работе на станках с программным управлением нет ничего сложного. Рядом всегда наладчики, которые в любой момент подстрахуют.

А еще рядом мама — Маргарита Трофимчук, которая в одном цеху с дочерью трудится шлифовщицей. Это она когда-то предложила дочери сменить белый халат на черный, сейчас гордится ею.

Им тоже задаю вопрос о последствиях санкций.

— Теперь обстановка везде нелегкая, но если брать Беларусь, то, кажется, у нас все хорошо, — отвечают работницы. — Зарплата у тружеников предприятия достойная, свою работу мы любим.

Слесарь механосборочных работ Анатолий НИКОЛАЙЧИК знает толк в железе.

Учеба у станка

На заводе не скрывают: дефицит в кадрах есть. Причем здесь готовы обучать прямо на месте людей без квалификации. Ученика закрепляют за опытным специалистом, под руководством которого он постигает сначала теорию, а затем и практику.

— В зависимости от профессии это занимает от месяца до полугода, — рассказывает заместитель директора по персоналу, режиму и идеологической работе Виталий Винничек. — Рынок сейчас так сложился, что приходится брать учеников. Вместе с тем до 2025 года у нас заключены договоры по подготовке рабочих кадров с Барановичским лицеем машиностроения и Барановичским лицеем строителей, БарГУ и БНТУ, по которым учащиеся каждую практику проходят у нас, а по окончании учебного заведения распределяются на БААЗ.

Помимо этого, практикуется трудоустройство четверокурсников на полставки, чтобы они могли присмотреться, адаптироваться и впоследствии трудиться на заводе.

— Рабочие руки в промышленном городе Барановичи нарасхват, — говорит Виталий Васильевич. — На нашем заводе всегда ждут высококлассных специалистов, операторов станков с программным управлением от 4-го до 6-го разряда.

Алла БОБКО — вторая представительница прекрасного пола, которая работает на заводе оператором станков с ПУ.

И невозможное возможно

По окончании экскурсии по предприятию беседуем с директором о перспективах БААЗа и задачах, которые стоят перед предприятием.

— Я живу по принципу, что ничего невозможного нет, все достижимо. При правильных мотивации и желании, при правильном своем развитии можно достичь немалого. И мне, как руководителю, важно подтягивать за собой коллектив,
— делится мыслями Виталий Юркевич.

Директор завода считает, что помимо замены оборудования, освоения новой продукции, улучшения работы служб завода сегодня на БААЗе необходимо внедрить цифровую систему управления предприятием.

— Мир настолько стремительно меняется, что, если не наладить на достойном уровне эту систему, будет очень тяжело в целом конкурировать. Сейчас необходимо быстро принимать решения в этом водовороте информации, потому что при промедлении можно не получить результатов, — рассуждает Виталий Александрович. — Управление предприятием — это целая стратегия — от планирования производства с учетом потребностей покупателя до анализа, как развивается рынок автокомпонентов, насколько ты там силен, как улучшить свои позиции. А потом как дойти до покупателя, предложив ему свой продукт по той цене, которая устроит обе стороны.

Система управления поможет повысить эффективность предприятия и таким образом усилит его позиции на мировом рынке, улучшит благосостояние завода.

— А благосостояние завода — это благосостояние страны. Чем лучше предприятие станет работать, тем лучше будет для страны в целом, — подытожил руководитель.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter