Набирающее силу у нас движение караванинга убедительно иллюстрировали несколько десятков автодомов и жилых фургонов, выстроившихся в стройные ряды на фоне пасторального озерного пейзажа. Вокруг десятки палаток — одновременно со слетом проходила и спартакиада организаций Министерства спорта и туризма. Разумеется, никто не был в обиде от такого соседства, скорее, наоборот, негласным девизом праздника стало: «Вместе веселее!»
Сама по себе необыкновенная красота Селявы с его раскинувшимися на многие километры берегами — уже мощный стимул припарковать здесь свой автодом. Не просто в лесу, а в кемпинге — специально оборудованной, огороженной сеткой травяной площадке, где к каждому стояночному месту подведено электроснабжение, есть мобильные туалеты и душевые, колонка для заправки водой. Зачем туалеты и душевые, если они и так есть в кемперах и жилых прицепах — караванах? Оказывается, это обязательная норма для европейских кемпингов, которым и старались максимально соответствовать при создании стоянки у Селявы, открывшейся немногим больше месяца назад.
В том, что уровень — европейский, подтвердил и гость — заместитель председателя украинского клуба караванеров (слет–то был международным, пожаловали еще и товарищи по хобби из России) Олег Лунгул из Кировограда, за плечами которого десятки тысяч километров дорог и сотни различных кемпингов по всей Европе:
— Приятно, что с белорусскими коллегами мы дружим, как говорится, клубами. У вас постепенно развивается и необходимая для караванинга инфраструктура, появляются новые кемпинги. Здесь, на Селяве, думаю, вполне могли бы отдыхать с удовольствием и караванеры из Западной Европы.
По наблюдениям председателя республиканского общественного движения «Белорусские караванеры» Виктора Орабея, в Беларуси такой туризм действительно набирает обороты:
— Конечно, число наших караванеров пока несопоставимо с европейскими странами: в одной только Финляндии с четырехмиллионным населением их 160 тысяч. Но в последнее время, особенно в этом году, мы видим заметный прогресс. Это не бюджетный вид отдыха, ведь стоимость соответствующей техники достаточно велика, однако секрет популярности понятен. Путешествовать в «доме на колесах» — значит быть по–настоящему свободным, не зависеть от брони в отелях или капризов погоды.
Директор и совладелец «Кемпинга1» на Селяве Владимир Рудой уже видит значительный интерес к своему детищу:
— Мы строили кемпинг, опираясь на техническую документацию подобных стоянок в Польше, чтобы соответствовать европейским стандартам. Из необходимого минимума не успели установить лишь кухню, но она уже готова и собрана, ждет транспортировки. Правда, пока есть определенные противоречия в нашем законодательстве — согласно ему для получения официального сертификата нам нужно заасфальтировать всю территорию стоянки. Хотя сегодня автодома в кемпингах по всему миру паркуются именно на травяном покрытии.
Кстати, «Кемпинг1» предлагает расположиться на природе и обычным автовладельцам — здесь будет действовать мотель. Пока это 6 сборных домиков, чуть позже появятся еще два, рассчитанных на эксплуатацию летом. Проявят туристы повышенный интерес — рядом вырастет еще с десяток домиков, уже круглогодичных.
Заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга пообещал, что законодательную базу скорректируют и, скажем, норму с обязательным асфальтированием площадки уберут как устаревшую. И добавил, что активно развивающийся караванинг может стать таким же популярным видом туризма в Беларуси, как и поездки в агроусадьбы.
akostyukevich@sb.by
Советская Белоруссия №146 (24529). Вторник, 5 августа 2014 года
Фото ВИТАЛИЯ ГИЛЯ, «СБ».