Популярный артист давно уже не только шоумен

Хорошо быть Светлаковым

Сергей Светлаков, когда-то начинавший в КВН, потом наступавший на больные мозоли русской действительности в «Нашей Раше» и юморивший в «Прожекторперисхилтон», давно уже не только шоумен.

Амбиции привели в кино. О «Яйцах судьбы», где он выступил одним из продюсеров и собрал кассу, в свое время спорили жарко. Новое кинотворение продюсера Светлакова вышло в свет под названием «Жених». Сергей сыграл в нем главную роль. 

— Сергей, почему как кино о русской глубинке — так обязательно застолье и водка? Вот и «Жених» без этого не обошелся. Неужели без ста грамм не раскрыть тему русской души?

— В других картинах, между прочим, заливают рекой. А у нас, если заметили, водки мало. Совсем избежать соответствующих сцен мы не могли: история происходит 9 мая, а какое застолье без рюмки? Зритель нам не поверит. Сцены эти, скажем так, для правды жизни, а не для того, чтобы оправдать поступки героев, что часто делают в кино: выпил — значит, мог натворить что угодно. У нас водка — просто часть антуража. Это кино о любви. К своей стране и к людям, которые здесь живут. 

— Режиссером и вашим соавтором сценария выступил Александр Незлобин из «Комеди клаба». Задача фильмов от юмористов — развлечь зрителя или все-таки дать возможность задуматься? 

— Мне бы хотелось, чтобы зритель проникся уважением к своим соотечественникам, ощутил позитив, исходящий от русских людей в России, захотел бы остаться жить здесь, а не уехать, к примеру, за рубеж. Подумайте о том, почему многие отказываются сейчас от выгодных предложений за границей и остаются в России. Эти вопросы в фильме есть. Ответ не звучит, но каждый сможет решить для себя сам, почему так. 

— Какие громкие слова! 

— Я говорю то, что чувствую. Хотелось бы, чтобы зритель по-другому взглянул на своих бабушек-дедушек, теть-дядей, которые живут, допустим, в сельской местности и для молодых не являются предметом гордости. «Тухлая компания», как некоторые представители молодежи сейчас выражаются, «ничего не понимают — деревня». Мы показали этих людей с теплотой. Они, конечно, не идеальные, не предмет для подражания — но веселые и добрые. У нас получились очень узнаваемые герои — таких в России много. 

— Поностальгировать все любят. Но обратно в коммунальное детство нынешних благополучных и сытых артистов, думаю, палкой не загонишь. И вы вряд ли захотели бы в прошлое вернуться. 

— Сейчас модно троллить (в смысле ругать и стебать) весь уклад, образ жизни, созданный в Советском Союзе — «полный отстой, ничего хорошего». А я, например, вспоминаю те же наши семейные встречи 9 мая у дедушки и бабушки. Это был «цемент» десяти семей. Все между собой в разных отношениях — одни дружат, другие в ссоре по каким-то своим причинам, жизнь есть жизнь. Но 9 мая обиды забывались, все оказывались за одним столом, пели песню «День Победы» и обнимались. Дедушка играл на баяне, бабушка подавала свои фирменные пироги. И все становились словно единым целым. В фильме это есть: отголоски моего детства, то, по чему скучаю безмерно — когда не стало бабушки и дедушки, эта традиция наша семейная умерла, все развалилось. Не то чтобы родственники совсем не общаются, но нет общего стола для десяти семей. 

С Маргаритой Левиевой и Майклом Мэдсеном на съемках фильма «Скорый Москва – Россия»

Кстати, сцена первого застолья в нашем фильме — реальная история про моего дедушку Венедикта Михайловича. В войну он дошел до Чехословакии, его комиссовали из-за контузии, о чем всегда жалел: не дошел до Берлина. 

Вернуться к коммуналкам… конечно, я не хотел бы. Но я за то, чтобы к прошлому — и своему собственному, и семьи, и страны — относиться с уважением. А к чему-то — весело и с юмором: да, было и такое.

— Вы определили жанр как «патриотическая комедия». Что для вас патриотизм? 

— Наблюдал картину: толпа бежит и кричит: «Ура России!», при этом все в костюмах иностранной фирмы. Впрочем, дело не в костюмах. Для меня патриотизм — честно делать свою работу. Не обязательно ругать иностранное, а произведенное у нас хвалить. Куда важнее сделать русский автомобиль или прибор лучше, чем «у них» — за границей. То, свое, чем можно гордиться — это патриотизм. Не важно, чем ты занимаешься, но ты должен делать все, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед обществом. Это обязательно дает весомый повод для гордости — и личной, и за страну. 

— «Опять «Комеди клаб», — проворчит зритель, увидев на афишах ваши с Незлобиным фамилии. В том смысле, что у вас нет специального образования — актерского, режиссерского либо продюсерского… Что можете возразить? 

— Разве что процитировать известную поговорку: «Титаник» строили профессионалы, а Ноев ковчег — дилетант». А вообще, советую сначала посмотреть кино, а потом критиковать или хвалить. Хотя у нас в России, к сожалению, хвалить не очень любят. Почему? Загадочная русская душа! 

В образе Снежаны Денисовны

— Сложно сейчас снимать кино — в разгар кризиса? 

— Все сложно делать в кризис. Любой сферы коснулась проблема денег, а индустрии развлечений тем более. Буквально за день до старта проекта у нас слетел спонсор — испугался рисковать. У меня были сутки на решение этой проблемы, иначе съемочная группа начала бы расползаться, люди ушли бы в другие проекты, ведь им надо зарабатывать, кормить семьи. К счастью, нашлась другая компания и нас поддержали — решал эту проблему буквально за одну ночь, которая прошла в переговорах. 

— Хорошо быть Сергеем Светлаковым — дали деньги на кино. 

— Да, но это частные спонсоры, и деньги эти будем возвращать. 

— А Фонд кино неужели уже не финансирует патриотические ленты? 

— Мы подавали заявку. Более того, часть фильма к тому времени уже сняли и даже частично смонтировали, отрывок показывали на кинорынке, и зрителям понравилось… Нужны средства, указали мы в заявке в Фонд кино, чтобы улучшить качество и доснять финал. Мы рассчитывали на помощь, но получили отказ, выкручивались сами.

— У вас же есть дом в Латвии? 

— Да, и что? 

— Сейчас говорят: есть недвижимость за границей — не патриот.

— Так говорят ура-патриоты. Глупость великая. Что, мы назовем Бродского не-патриотом? Сахарова? Они жили за границей. Не важно, где ты находишься, важно, что у тебя внутри: мысли, чувства, стремление созидать. Есть люди, которые переживают за Россию, находясь от нее в тысяче километров. А другие живут в России — но им наплевать на нее: родился, но ничего никогда не пробовал сделать ни для страны, ни для себя. Таких немало. 

— Ну а как насчет национальной идеи? Что может стать таковой? 

— Пока — надежда. Будет гордость за страну. Если получится выйти из нашей тяжелой ситуации — я про нынешний кризис. Причем не за счет того, что закроем границы, а за счет более серьезного отношения к своей работе. Каждый на своем месте. И к воспитанию детей — что тоже очень важно. Начнут появляться хорошие футболисты, ученые, новое поколение добьется большего, чем добились мы, — давайте в это верить, ведь без веры нет будущего. 

Виктория Катаева. 

Советская Белоруссия № 184 (25066). Суббота, 24 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter