Хороший совет лишним не бывает

Не сочтите за иронию, но наши люди свои банки любят.
Не сочтите за иронию, но наши люди свои банки любят. Особенной любовью, конечно, но все-таки. Попенять на лавочке перед подъездом на "нечестных банкиров" для стариков и старушек чуть ли не первое дело. А второе - получить пенсию и часть ее понести в банк на депозит. Пусть молодежь снисходительно улыбается, предпочитая "загонять" сбережения в валюту, но старики уже, можно сказать, собаку съели на умении считать проценты, оценивать преимущества и недостатки разных видов вкладов и условия размещения сбережений в банках. По некоторым оценкам, наибольшая доля вкладчиков - именно люди старшего поколения. Хотя в последнее время их примеру следуют и те, кто помоложе. Только в первом квартале этого года вкладчики открыли депозитов на 190 млрд. рублей. Цифра вполне приличная, если учесть, что основные направления денежно-кредитной политики на 2002 год требуют от банковской системы ежеквартального прироста вкладов не менее чем на 100 млрд. рублей.

Впрочем, в литавры бить пока рано. Услуги белорусских банков, оказываемые населению, еще далеки от совершенства, а их спектр недостаточно широк. И даже при заметном увеличении вкладов физических лиц их доля в ресурсной базе банков не столь велика, как, например, в Европе. Похоже, это и подвигло Национальный банк своим постановлением рекомендовать некоторые мероприятия, которые могли бы активизировать привлечение средств населения.

Конечно, одними постановлениями потенциального вкладчика в банк не затащишь. Документ адресован непосредственно банкам и, проще говоря, советует им, какими калачами заманивать в систему народные деньги. В хорошем смысле, разумеется. С первого взгляда может показаться, что поднимаемые вопросы и не имеют первостепенной важности. Но очевидно и то, что порой именно небольшие детали играют существенную роль в развитии любого процесса. Взять, например, такой момент. Человек оформляет вклад "До востребования". Проценты по нему, как правило, самые низкие. Но если вкладчик не снимает деньги месяц, три, полгода, очевидно, что он вправе рассчитывать на большее вознаграждение. Ведь его деньги работают. Поэтому Нацбанк советует банкам присмотреться к опыту Внешэкономбанка и Технобанка, которые применяют практику ступенчатой доходности в зависимости от сроков хранения вкладов. Открыт вклад "До востребования" свыше определенного времени - ставка повышается в виде специальной премии.

Технобанк применяет и еще один интересный метод: кредитует вкладчиков, используя их депозит в качестве своего рода залога. Как сообщили в Нацбанке, такая практика получила весьма широкое распространение в России. Наша же система к ней пока только присматривается. Как и к некоторым другим операциям. Например, к кредитованию банком предприятий, работники которого делают вклады в этот банк. Очевидно, что связка "работник - банк - работодатель" выводит взаимоотношения людей, предприятий и кредитных учреждений на качественно новый уровень. Становясь, по сути, партнерами, они с большим доверием относятся друг к другу, с непременной выгодой для всех сторон.

Нацбанк также считает, что не помешало бы наладить внеочередную выдачу постоянным вкладчикам кредитов на покупку отечественных товаров. Банки могли бы активнее кредитовать сотрудников предприятий, обслуживающихся в их учреждениях. При этом предприятие выступает в роли поручителя.

В общем, идей много. Однако на проблему уместно посмотреть и с иной точки зрения. Нацбанк, конечно, имеет полное право давать рекомендации. Но, думается, такая инициатива должна исходить и снизу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter