Хороший пунш дороже денег

"Рождественский пунш".
"Рождественский пунш". Так назвали свою выставку в музее им. Бембеля трое братьев - художники Шаппо. Экспонируются работы уже месяц, и за это время их посмотрели друзья художников, близкие, иные из журналистов... и все, пожалуй. Не так-то просто найти этот музей. На манер правительственных дач, он аккуратненько спрятан в соснах и прочих деревьях, и с главных близлежащих улиц - Сурганова и Коласа - ну никак не понять, как же все-таки подойти к музею Бембеля. Хоть бы указатели поставили. Или фонарь повесили. Иначе какой смысл в подобных музеях и выставках, если после торжественного их открытия работы художников видят черный пес-сторож да кот-крысолов, ну и пенсионерка-ключница.

Значит, так. Беседовала я с самым старшим братом из уникального художественного семейства Шаппо - скульптором Александром. Жизнерадостный такой человек. С бородой. У него скульптуры не продаются - а он не унывает, довольствуется тем, что в искусстве живет. Это очень важно для него. "Нет арт-рынка в Беларуси, - говорит Александр, - и работы свои продать очень трудно". И так, и этак я пыталась выспросить у молодого скульптора, где же он видит выход из сложившейся тупиковой ситуации. Ну и, конечно, Александру не пришло ничего другого в голову, как предположить, что в Москве и в Питере у художников все неплохо.

Честно говоря, не верю я в российский художественный рынок точно так же, как и в белорусский. Конечно, отдельные случаи покупки и продажи произведений современного искусства встречаются и там и здесь. Основные покупатели - это иностранцы, только сориентированы они, как и прежде, не на произведения искусства, а на матрешек, балалайку и прочий надежный художественный экспорт, "из России, так сказать, с любовью"...

Александра и его братьев, да еще многих наших молодых художников удручает их тотальная никомуненужность. Художественная ситуация здесь, прямо скажем, инвалидная. Галереи белорусские - так их по пальцам можно пересчитать. Финансовые, технические и информационные ресурсы у творческих людей минимальные. Чтобы сегодня удержаться в искусстве и обеспечить себя элементарным материалом, братья Шаппо, к примеру, вынуждены заниматься околохудожественными работами, то есть халтурой. А все для чего? Чтобы каждый год еще суметь и выставку организовать, и новые свои работы показать. Только вот кому они все это показывают, если, повторяю, даже дорожка, ведущая к музею Бембеля, девственна и нехожена за все время существования выставки "Рождественский пунш"? Может быть, ребята для меня это все устроили? Так я ничем не могу помочь, хотя в творчество братьев Шаппо влюблена чистосердечно и охотно в интерьер своей гипотетической огромной квартиры приобрела бы у талантливых ребят несколько произведений. О художественной ценности работ братьев Шаппо, думаю, здесь вряд ли кто-нибудь заговорит внятно, потому что качественная и профессиональная критика искусства у нас отсутствует тоже.

Вот в чем ужас-то нашей провинциальной художественной тусовки (а Минск для многих людей из арта - это провинция) - в ее малочисленности и постоянстве. Ну сложилась еще в советские времена некая богема, которая и по сей день на открытиях выставок из пластмассовых стаканчиков шампанское попивает, ей и смотрят в рот отдельные критики. Друг друга нахваливают повсеместно, ругают тех, кто на эти тусовки по молодости лет или из других каких побуждений не ходит. А жизнь продолжается. Никто не нужен никому. И что?

Ничего. "Я патриот своей семьи, - говорит Александр, - и хочу им оставаться. Есть у меня силы братьям своим помочь - помогаю. А продолжать искусством заниматься мы обязательно будем". Сомнительный понт, конечно. Хотя... Если человек в провинции занимается искусством и знает, что на фиг никому не нужен, значит, он способен на все. Не так ли?

На снимке: Александр Шаппо и его "Рождественский пунш".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter