О белорусской рыбе

Хороша рыба к обеду

Еще немного, и рыбхозы начнут массовый отлов. В людных местах появятся машины с живой рыбой, а с середины сентября по выходным заработают ярмарки. Прудовой рыбы мы выращиваем больше, чем Чехия, Венгрия, Франция и Италия, можно сказать, страна в числе крупных европейских производителей. В этом году запланирован «урожай» 16 — 18 тысяч тонн. Часть пойдет на экспорт — в Россию, Польшу. А вот потребление внутри страны, по мнению специалистов, в последние годы уперлось в потолок 13 — 15 тысяч тонн. Чтобы форсировать ситуацию, без совместных усилий производителей, торговли и потребителей не обойтись.


Самая качественная рыба — живая. Это аксиома. Выхода к морю у нас нет, зато пресных водоемов пруд пруди. Три четверти выращиваемой в них рыбы приходится на долю карпа, около 11 — 15% — белый амур и толстолобик, затем идут карась, щука, сом. В ближайшие годы ассортимент расширится за счет таких ценных видов, как радужная форель, осетр, стерлядь, сомовые. Новые мощности уже на подходе — строятся форелевые хозяйства в Могилевской и Минской областях, осетровое — в Брестской. В зависимости от повода и кошелька можно будет выбрать между осетром за 136 тысяч, форелью за 79 тысяч или карпом, цена на который нынешней осенью ожидается до 40 тысяч за кг.


Что же заставляет покупателя разворачиваться и идти к прилавку с мороженым импортом, порой уступающим по качеству и цене? Зачастую банальная нехватка информации и предубежденность. Морская рыба «плывет» до белорусских прилавков от 3 до 6 месяцев. Заместитель директора Института рыбного хозяйства НАН Владимир Костоусов напоминает о стандартах: нежирную рыбу в замороженном состоянии можно хранить до 6 месяцев, жирную — не более трех. Всегда ли мы в курсе, как и когда ее выловили, где и сколько хранили, чем она болела? Так ли это контролируется, как у нас в стране, где тщательно проверяются вся вода и прудовая рыба и ее заражение, скажем, описторхозом (гельминтозом) просто исключено? Так же, как безопасность, гарантируется и свежесть продукции наших рыбхозов. Чего не скажешь о модных и весьма, кстати, дорогих заморских деликатесах. Во льду на прилавках в гипермаркетах рядом с белорусскими карпом и осетровыми — норвежский лосось, турецкий сибас, чилийская форель, дорада из Турции, Хорватии или Италии. А ведь охлажденной может считаться только та рыба, что выловлена не более 2 суток назад до момента реализации и хранится при температуре от 0 до плюс 2 градусов. Представим расстояние, которое преодолевает импортный продукт, количество границ — и станет ясно: за охлажденные нам выдают размороженные экземпляры...


Да, есть прочно укоренившийся миф: якобы именно морская рыба как–то особенно полезна. Но вот врач–диетолог Лариса Музычук оперирует другими фактами. В морской рыбе накапливается оксид ртути, а в прудовой его нет. Зато полезнейших ненасыщенных жирных кислот омега–3 и омега–6 хватает. Пусть их изначально меньше, чем в морской, но качество тут гораздо выше, ведь, допустим, омега–6 окисляется очень быстро, а рыба с моря едет к нам полгода. В карпе, толстолобике и их пресноводных собратьях много белка, целый спектр аминокислот, а по количеству витаминов РР, В1, В2 они превосходят хвостатых, обитающих в соленой среде. Тут есть еще один момент. Качество воды в Мировом океане, с его разливами нефти, затонувшими кораблями, захоронениями отходов и прочим, оставляет желать лучшего и, конечно, сказывается на рыбе. Так что пресноводная альтернатива более чем ценна.


Другое дело, что наш продукт не мешало бы сделать более потребительски привлекательным, не у всех есть время и желание возиться с разделкой. А таких услуг продавцы живой рыбой практически не предоставляют, разве что в некоторых крупных гипермаркетах. Безусловно, рыбхозы идут навстречу, делая все больший упор на переработку. Например, на предприятии «Волма» производят филе карпа без костей шоковой заморозки, фарш, лакомства холодного и горячего копчения на натуральной щепе. На склад не работают, только по заявкам, чтобы к покупателю дошел самый свежий продукт. Но отыскать его среди засилья хека и минтая даже при желании — непростая задача. Возможно, надо больше заниматься рекламой. Ведь выстраиваются же очереди на специализированных ярмарках — мы готовы идти за рыбой, если точно знаем, куда и когда. А вот в перерывах ориентиров маловато. Учитывая, что сегодня часть рыбных хозяйств убыточны, без новых подходов в торговле не обойтись.


vasilishina@sb.by


Советская Белоруссия №158 (24539). Четверг, 21 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter