Холодное время горящих путевок

Нынешней зимой  белорусы путешествуют мало – турфирмы заняли  выжидательные позиции

Нынешней зимой  белорусы путешествуют мало – турфирмы заняли  выжидательные позиции.

Зима всегда считалась у туроператоров прибыльным сезоном. Путевки по всем направлениям раскупались на ура, начиная от санаторно-курортного лечения в Беларуси и за ее пределами, заканчивая рождественскими каникулами в Европе, горнолыжными курортами и знойным Египтом.  Вместе с тем определенные проблемы у турфирм появились еще в конце прошлого года, когда Нацбанк принял постановление № 165, и продолжились в новом году в связи с девальвацией  рубля…

Постановление № 165 серьезно усложнило работу белорусских туроператоров: без авансовых платежей, которые теперь наши компании не имеют возможности осуществлять, принимающие страны работать не хотят. В конце года многие отечественные турфирмы лишились значительного числа клиентов, которые в период зимних праздников предпочли украинских и российских операторов.

Между тем позиция Нацбанка остается непреклонной: никаких поблажек для туроператоров не будет, оплачивать услуги иностранных партнеров следует по факту. А сделать это практически невозможно. По прогнозам специалистов в сфере туризма, такое положение дел может привести к закрытию многих компаний, а те, кто останутся на плаву, будут вынуждены поднять цены.

Согласно опросам увеличение цен на 5 % уменьшит число выезжающих из Минска на 10 %. Кроме того, есть риск ухода части турбизнеса в теневую экономику. Тем временем российские коллеги стараются как можно быстрее продать свой бизнес, а число закрывшихся во время кризиса фирм уже составило 10 %.

Девальвация рубля также сказалась на том, что белорусы начинают отказываться от поездок: цены по-прежнему остаются в долларах, но в рублевом выражении сумма значительно возрастает. Сложно определиться и с курсом валют. Так, в начале месяца крупная международная компания TEZ TOUR, являющаяся фактическим монополистом по организации рейсов из Минска в Египет и Турцию, объявила о введении внутреннего курса доллара при расчетах за тур с компаниями-партнерами. Тогда курс равнялся 3 250 рублям за $ 1, и стоимость одного авиаперелета на морской берег возросла значительно. Однако через несколько дней оператор установил новый фиксированный курс оплаты: $ 1 = 2 800 рублей.

По словам директора одной из столичных туристических компаний, он и его «конкуренты» получили письменные «рекомендации» не давать никаких комментариев по этим двум болезненным вопросам. Специалист отмечает: в турбизнесе сейчас затишье, заказов практически нет. Оно и понятно — люди предпочитают вложить деньги в товары, а не тратиться на заморский отпуск.  Руководители компаний тем временем заняли выжидательные позиции. По многим из них валютные метаморфозы ударили довольно ощутимо, некоторые фирмы сокращают персонал, оставляя в офисе всего 2 человека. Делать же прогнозы на ближайшее будущее пока никто не решается. Специалисты говорят: нужно подождать до лета, возможно, тогда ситуация прояснится, и горящие туры действительно будут «гореть».

Кстати

Американские исследователи отмечают: в краткосрочной и среднесрочной перспективе возобладает тенденция существенного уменьшения дорожных расходов. Недорогим гостиницам и авиаперевозчикам нехватка туристов грозить не будет. А вот спрос на роскошные и уникальные отели с индивидуальным сервисом должен упасть. Причем те, кто сумеет быстро адаптироваться к новым условиям, выиграют вдвойне. Рост стоимости доллара и евро может стимулировать американцев, европейцев и японцев к новым путешествиям за границу. Рост индийского и китайского выездного туризма тоже, скорее всего, продолжится, поскольку экономика в этих странах по-прежнему растет.

Для Европы и Америки, как и для России, будет характерен рост внутреннего туризма, а также международных путешествий в соседние страны, поскольку многие предпочтут оставаться ближе к дому, чтобы сократить расходы на перелеты и быть рядом на случай непредвиденных событий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter