О жалобах и жалобщиках

Ходит песенка по кругу

...Признаюсь, всякий раз, когда на улице вижу Ивана Ивановича, стараюсь заранее незаметно ускользнуть. Знаю: своего он не упустит и даже на ходу найдет возможность рассказать о наболевшем. Правда, в кабинете, куда известный могилевский — жалобщик? рационализатор? — тоже дорогу знает, деваться уже некуда. Хотя заранее известно, что все им сказанное яйца выеденного стоить не будет, выслушать посетителя все же придется. 



«Вежливое лицо» при встрече с ним вынуждены делать не только журналисты, но и очень многие чиновники, с которыми познакомился за время многолетних обращений в различные инстанции. Куда не только с личными бедами обращается. Его волнует практически все: и что троллейбус на линии задержался, и что в аптеке нужного препарата не оказалось. Советы по поводу того, как идеально обустроить жизнь, — тоже к нему. Насколько они реальны, уже не имеет значения. Но поговорить-то можно!

Впрочем, желанием привлечь к себе внимание горит не он один. Помню, как однажды экстренно была командирована в глубинку по жалобе. Суть проблемы, однако, просматривалась с трудом. Тут и обида на то, что десяток лет назад сельхозпредприятие укрупнили, присоединив к нему отстающее хозяйство. И рекомендации, что и где сельчане должны сеять, нарекания на плохую сохранность техники. Конкретики, правда, к письму не прилагалось. А зачем, если и так обличитель ответы на свои послания в десять-двадцать страниц получает? Пусть даже там черным по белому написано «Факты не подтвердились», потом ведь можно предъявить письменные претензии уже к чиновникам, которые под таким утверждением подпись поставили. 

Объемы переписки пенсионера просто поразили мое воображение. Целый чемодан бумаги и конвертов — на радость почте! Самое удивительное, что радетель за благополучие сельчан, благоустройство деревни и эффективность работы сельского хозяйства на самом деле живет в Минске. Ну а кто еще, утверждает, о земляках позаботится? Заботу я эту на себе очень даже ощутила, когда вдобавок к письменным посыпались еще и устные дополнения — по телефону. Разговоры, а точнее монологи, затянулись на пару месяцев, но потом, к счастью, сошли на нет. Впрочем, очень сомневаюсь, что автор смирился с тем, что занятая им позиция разнится с моим мнением. Скорее всего, переключился на кого-нибудь другого. Чего-чего, а энергии и настойчивости в решении им же придуманных проблем бывшему учителю не занимать. 

А вот чета могилевских пенсионеров, перебравшихся на время в сельский родительский домик. Они зациклились на льготах по уплате за коммуналку: дескать, как инвалидам, им положена скидка. Ответ, что таковой они уже пользуются по месту постоянной прописки, их категорически не устраивает. Льготы им нужны и по оплате проживания в этом самом домике. Закон не позволяет? Плохой закон, его надо изменить так, чтобы этим вот отдельно взятым гражданам хорошо было. Так что переписка с ними прекратится уже не скоро – пенсионеры бодры, решительны, времени у них хоть отбавляй, хороших пенсий вполне хватает на почтовые расходы и прочее.

Некоторые не стесняются пожаловаться на родственников или соседей, которые шумят, делают по выходным ремонты и вообще портят настроение. Случались и курьезы. Жена сообщала: на предприятии, где работает муж, задерживают зарплату, семья бедствует. Как и любое из обращений, это тоже было взято на контроль. Расследование показало, что на самом деле деньги были выплачены и даже зачислены на карточку. Только муж забыл об этом дома сказать.

Конечно, тут бы посмеяться. Хотя наверняка тому, кто не смог дозвониться по нужному номеру из-за других слишком разговорчивых абонентов, было не до смеха, особенно если повод серьезный. Штатные жалобщики, не скрывает замначальника отдела с обращениями граждан и юридических лиц Могилевского облисполкома Сергей Черепнев, отнимают у специалистов немало сил и времени. 

В Комитете госконтроля Могилевской области тоже сетуют: практически каждая десятая жалоба необоснованная. Только с начала года, отметил замначальника экспертно-правовой работы и обращений граждан комитета Олег Коробан, их ведомство отказало восемнадцати таким заявителям. И это без учета посетителей, которые приходят лично. 

Иван Иванович, к примеру, и не скрывает, что любит вести беседы с умными людьми. Человек он одинокий, даже поссориться не с кем, только и остается занимать свободное время хождениями по инстанциям да телефонными звонками. Его имя и отчество я, конечно, изменила, чтобы не было повода для новых бесед. Хотя, думаю, он себя все равно узнает. И мы еще поговорим.

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter