Хочу жить своим умом

О рекламе

Иногда на меня находит — и я смотрю телевизор. Сижу на диване, держу в руках пульт и нажимаю кнопки, перескакивая с канала на канал, благо их много. Разные страны, даже цвет неба и земли разный, а новости одни и те же...


Но долго высидеть у телевизора не могу. Начинает раздражать реклама. Странно, но и она на разных каналах одна и та же — тотальная, глобальная. Вот колу в новых бутылках активно предлагают попробовать, глотнуть. Вот новую модель телефона расхваливают, показывая его невероятные возможности и преимущества. Шины хвалят, кроссовки, стиральный порошок, уничтожающий всяческую, даже невидимую, грязь. Автомобиль, на котором ни снег, ни лед, ни пески пустыни не страшны. Мощный, но компактный компьютер, новую игру. Фильм начинают рекламировать один и тот же, по всем каналам, книгу, гамбургер, чизбургер, пиццу, шоколад... После рекламы еды почти всегда показывают новый супертренажер, таблетки или что–то, что эффективно помогает бороться с лишним весом. Замечали?


Начинает казаться, что нас всех, живущих в разных странах, за много сотен и тысяч километров друг от друга, говорящих пока еще на разных языках, кто–то невидимый воспринимает одним целым. То есть — потребителями. И что еще интересно: относятся к нам всем и к каждому по отдельности, как к ребенку. Ну, такому наивному, простому, не обремененному интеллектом, без большого жизненного опыта. К ребенку, который уже довольно бойко читает, но в смысл прочитанного сильно не вникает. Когда я это ощутил, то удивился, немного испугался и задумался. А ведь правильно придумано — ребенку что ни скажи, он во все верит.


Я выключаю телевизор. Вспоминаю времена, когда рекламы не было или почти не было. Правда, тогда и программ телевизионных было мало — две или три...


Но даже если совсем не смотреть в экран, то реклама накроет в другом месте. В подъезде дома, в кабине лифта, вывалится из почтового ящика пачкой буклетов, глянет огромным плакатом со стены здания за окном офиса, настигнет на улице города, оглушит в метро, троллейбусе и трамвае. Она вездесуща, от нее ни спрятаться, ни скрыться. Разве что на необитаемый остров уехать и полностью отказаться от всех известных средств коммуникации. Иногда начинает казаться, что, кроме как потреблением и борьбой с негативными его последствиями, современное человечество уже ничем и не занято.


Обмануть ребенка проще простого. Вот нас и считают детьми. Сегодня в рекламном бизнесе работают очень умные, талантливые, умеющие креативно мыслить люди. С некоторыми я знаком. Разговариваем, кофе пьем. Рекламщики, пиарщики, сочинители рекламных слоганов уверены, что их работа — наиважнейшая. Доказывают, довольно аргументированно, что без них мир откатится в прошлое, прогресс остановится, торговля замрет. А тогда и производство остановится. Что дальше — даже и говорить не хочется.


Пиарщики жалуются, как им сегодня тяжело придумать что–то новое. Такое, что заставит современного пресыщенного человека пойти в магазин и приобрести именно тот товар, который они ему незаметно порекомендуют, подскажут, навяжут. Вообще–то они своей работой довольны. Иногда рассказывают забавные случаи и наблюдения о том, как тяжело уговорить человека купить новый мобильный телефон, если у него уже один имеется. Или пятую пару ботинок, третьи часы, четвертые джинсы, новый флакон туалетной воды... Значит, надо придумать что–то такое, что заставит клиента расстаться с деньгами. И они думают. Много думают и напряженно. Перебирают тысячи вариантов. Наконец, решение находят. А покупатель, он ведь ребенок, иногда и не догадывается, что на него повлияло. Купил и не понимает зачем.


Современный мир потребления жесток, однороден и инфантилен. Со всех сторон звучит один и тот же призыв: «Покупайте! Покупайте! Покупайте!» Если вдруг кто–то, ребенок или государство, говорит, что хочет жить своим умом, поступать так, как он считает нужным, то, как в детской песочнице, все на него начинают кричать, забирать игрушки, наказывать и учить жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter