О чем думает теперешнее поколение?

Хочешь жить — умей учиться

«И о чем они только думают?» — часто озабочены родители, бабушки и дедушки, приглядываясь к молодежи. Мы решили не томить старшее поколение и поискать ответ на этот вопрос. На календаре обычный будний день ноября: отправляемся в минскую гимназию № 1 имени Ф. Скорины. Поговорить хотим по душам с девятиклассниками.

Информатика — один из любимых предметов девятиклассников

Место встречи — библиотека. Вокруг стеллажи с книгами и журналами, обстановка настраивает явно на серьезный лад. Начинает Паша Мещеряков: «Когда папе было 15, ребята хотели стать летчиками и моряками. Сейчас большинство моих знакомых мечтают о программировании. Это и перспективно, и зарплата хорошая. Да и с компьютерами мы с детства на ты. Я, например, с девяти лет в технике неплохо разбираюсь. В седьмом классе попробовал первый сайт написать. А Илья, — кивает в сторону соседа слева, — в восемь уже спокойно разбирал и собирал системник, причем интуитивно».

У их товарища Саши Журавского интуиция тоже отменная. Он в ладах с иностранными языками. Недавно, например, прошел на районную олимпиаду по английскому за десятый класс. «Ты же только в девятом», — уточняю. «Так я на перспективу», — скромно отвечает. И сразу переходит к теме родителей: «Я бы их с нами не сравнивал. Мы совсем другие: приоритеты разные. Вот у моих мамы и папы отличное образование, а английского не знают. Приехали мы в Барселону отдыхать, я за них на ресепшене в отеле бланки о заселении заполнял». 

Судя по общему киванию, отношение к иностранному у Сашиных однокашников такое же. Особенно это касается девочек. «Я еще польский, испанский и немецкий знать хочу, — это уже Саша Герасимчик говорит. — И китайский бы еще не помешал. Куда теперь без языков?» 

«А я стоматологом или эндокринологом буду», — говорит Мария Мищук. Потом, смущаясь, добавляет: «И семью хочу, чтобы крепкая, — и словно извиняется. — Какие-то у меня, наверное, совсем банальные мечты». Леша Гришель шутит: «А я о собаке мечтаю. Даже решил, если жена не будет любить собак, зачем такая жена?!» 

От заданий не оторваться.


Под звонкий смех идем в коридор, где шумно и еще веселей. Гришель впереди, со всем знакомит, рассказывает о себе и увлечениях. Навстречу еще один Леша — Сверчков. Оказывается, мальчишка с «музыкальной» фамилией к музыке неравнодушен: «С детства играю на аккордеоне, но профессию решил выбрать не творческую, а прикладную — стану программистом. Это у девчонок работа может быть для души, а парням необходимо что-то основательное. Нам потом семью кормить».

— Эх, — говорю, — неужели нет среди вас поэтов, писателей…

— Почему? — возмущается Гришель. — Я сам когда-то стихи писал. Только они у меня, как география и история, больше для саморазвития. 

Нагрузка у нынешних школьников большая. Объясняют: чтобы чего-то добиться, нужно основательно заниматься. Слабинку дают себе лишь изредка. Рассказывает Маша: «На лето нам задали много упражнений по математике. Девочка я ответственная, завела огромную тетрадь, решаю. Бабушка увидела, сколько всего, советует: «Нарисуй ты, Машка, реку, солнце. И напиши: была занята, закончу зимой». Я, конечно, ничего не рисовала, но это был тот редкий случай, когда домашку не доделала».  

Звонок, мы на крыльце, пора домой. Точнее, это я домой, а у ребят еще море планов — курсы, дополнительные занятия, подготовка к олимпиадам. «Вы когда-нибудь отдыхаете?» — интересуюсь. «Да, в субботу вечером и в воскресенье. Чтобы стать успешным, нужно много успевать, — говорит Леша Сверчков. — У меня мама, например, когда-то выиграла республиканскую олимпиаду и без экзаменов поступила в институт на микробиологию. Отличный стимул». 

От школьной парты до мечты рукой подать.

— Ты не думай, что подростки такие скучные и серьезные, — подхватывает Паша. — Я вот еще восемь лет в хоре пою и на фаготе играю. 

— А спорт? — интересуюсь.

— Гребля, плавание, волейбол — перечисляет за себя и друзей. 

— Ну и это… киберспорт, — уточняет Саша Журавский. — Я вот недавно даже на международном турнире выступал. Из 16 команд заняли 3-е место. А ведь это тоже отборы, полтора месяца тренировок.

— И снова за компьютером… — говорю.

Многозначительно добавляет: «Время такое, и мы такие».

Комментарий в тему

Наталья БУШНАЯ, директор минской гимназии № 1 имени Ф. Скорины:

— Времена меняются, но дети остаются детьми. Им хочется и побегать, и поиграть. Наши нынешние гимназисты к 9-му классу уже почти все определяются с будущей профессией. У парней и девушек, которые учились 10—15 лет назад, не было такой серьезной профориентации. Влияет на учеников и открытость общества: чтобы путешествовать, читать в оригинале иностранную литературу, они все больше учат языки. Дети понимают, знания — залог успеха в будущем, поэтому стараются организовать и загрузить свой день.

panteleeva_katya@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter