Хлеба много, топлива мало

В южных районах выборочно началась уборка зерна, урожай которого оценивается сегодня по стране более чем в 7 миллионов тонн.
В южных районах выборочно началась уборка зерна, урожай которого оценивается сегодня по стране более чем в 7 миллионов тонн. Однако нехватка горючего, характерная для большинства хозяйств, может помешать жатве.

Вот что сообщил нам, к примеру, председатель колхоза "Прогресс" Петриковского района Александр Пинчук: 5 дней назад он вывел 2 комбайна в поле. Для них топливо еще есть. Но когда начнут работу все машины, запасы иссякнут в считанные дни. А пополнить их особо нечем: как сообщили нам в сельхозуправлении Петриковского райисполкома, недавно в район поступило всего 12 тонн солярки. Разделить их на 22 хозяйства - задача не из легких...

По сведениям Минсельхозпрода, сегодня в колхозах и совхозах всего 11,5 тысячи тонн дизельного топлива и 3,5 тысячи тонн бензина, а надо 210 тысяч и 65 тысяч соответственно. С учетом продолжающейся заготовки кормов, также требующей ГСМ, запаса хватит лишь на несколько дней. Уже сейчас многие хозяйства работают, что называется, с колес.

Основная причина - финансовая. Единственного источника денежных поступлений - выручки за молоко и мясо - у многих сельхозпредприятий не хватает даже на зарплату, не говоря уже о покупке материальных ресурсов. Между тем ГСМ нынешним летом требуется значительно больше, чем в прошлом году. Ученые НИИ земледелия и кормов, исследовавшие недавно хлебные поля в Минской области, констатировали: только на жатве затраты топлива вырастут на 15 - 25 процентов. Более высокие и плотные стебли хлебов увеличат нагрузку на комбайн и снизят его выработку. Дополнительный расход топлива потребуется и при уборке и вывозке соломы, которой будет намного больше. Нельзя сбрасывать со счетов возможные дожди: необходим запас солярки для сушки зерна. К тому же травы в этом году выросли отменные - в столичной области травянистых кормов уже заготовлено больше в 2,6 раза, что дополнительно потребовало топлива. На сегодня Минщина изыскала источники для приобретения примерно лишь половины необходимых ГСМ. В некоторых регионах ситуация еще сложнее.

Поэтому основные надежды крестьян - на помощь государства. Недавно 22 миллиарда рублей были направлены на авансирование хозяйств предприятиями Комитета по хлебопродуктам. Колхозы и совхозы получат 60 тысяч тонн дизтоплива в счет будущей продажи зерна. По словам главного инженера Минсельхозпрода Валерия Дубовского, 6 миллиардов уже проплачены концерну "Белнефтехим", поэтому топливо в ближайшие дни начнет поступать в хозяйства. Планируется, что все горючее крестьяне получат до конца июля.

Увы, из этого количества ни одной тонны топлива не поступит в хозяйства 4 районов Гомельщины: Брагинского, Наровлянского, Ельского и Лельчицкого. Зерно, выращенное на чернобыльских землях, из-за повышенного содержания стронция годится только на корм скоту и переработку на спирт. Не получив госзаказ по сдаче зерна, эти районы, можно сказать, выпали из схемы авансирования. Много ли нынче денег у животноводческих комплексов, большая часть которых убыточна, или у спиртзаводов, испытывающих проблемы со сбытом? В итоге, по словам начальника сельхозуправления Ельского райисполкома Сергея Коноплича, от основных потребителей зерна - животноводческого комплекса "Сож" и Мозырского спиртзавода - хозяйства получили всего около 20 процентов авансов. Теперь крестьяне рассчитывают на топливный кредит.

Как известно, правительство прорабатывает вопрос о выделении селу в августе 40 тысяч тонн солярки и 20 тысяч тонн бензина, что должно снять напряжение на жатве. Но вся помощь в совокупности составит менее половины от потребности села в ГСМ. Остальное крестьяне должны изыскать сами - путем продажи продукции, привлечения шефской помощи, выгодного бартера и др. Ведь выращенный с таким трудом хлеб на поле оставлять никак нельзя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter