Кем были бракары и шафары?

Таможенные обычаи Великого княжества Литовского

Таможенные обычаи Великого княжества Литовского


В средние века на территории Великого княжества Литовского управление таможенными сборами осуществлялось путем сдачи в аренду «комор мытных» (таможен), а также через особых «справцев», назначаемых великим князем. Аренда мыта стоила недешево, поэтому арендаторами становились, как правило, состоятельные люди. Когда великий князь отдавал сбор пошлин на откуп, он не определял порядок сбора, размер пошлин и прочее — на каждой коморе мытной это устанавливалось «в силу обычая».


Процедура аренды


Во времена правления великих князей литовских Казимира и Александра, а также в первые годы правления Жигимонта объявление о сдаче в аренду коморы мытной выглядело следующим образом. Господарь писал извещение «вряднику» и всему «поспольству» (чиновникам) мытного округа о сдаче в аренду мыт с кратким изложением условий аренды. С этим листом мытник являлся на место, предъявляя его «вряду», и вступал в управление коморой мытной.


В более позднее время мытник получал на руки лист, носивший уже и по форме, и по содержанию характер контракта, а на место князь высылал только краткое извещение о сдаче в аренду мыта.


В каждом контракте неизменно указывался объем арендуемых статей, сумма аренды, ее срок, а также сроки, в которые должна была вноситься арендная плата. Позднее плата вносилась только наличными деньгами. Но в древнейшие времена она могла вноситься частично деньгами, а частично сукном либо мехами.


В числе других условий арендные контракты оговаривали также все, что касалось и «безмытных листов», т.е. условий их погашения, отмены, уплаты за пропущенные «безмытно» товары по господаревым листам и т.д.


При получении аренды мытник должен был представить за себя поручительство — «рукоемство» каких–либо лиц, заслуживающих доверия скарба. Ими могли быть кто–либо из членов Рады или сам подскарбий (руководитель финансовой службы). Если мытники оказывались недобросовестными плательщиками, то господарь обращался к «рукоемце». В случае неуплаты подскарбий должен был удалить арендатора из коморы. Скарб, в свою очередь, редко гарантировал арендатору соблюдение контракта со своей стороны, только в отдельных контрактах встречались обещания не перепродавать мыта до истечения срока контракта.


Коморы и прикоморки


В конце XV — начале XVI века произошло объединение комор в мытные округа. В центре каждого округа находились главные коморы. Они располагались в наиболее крупных городах и назывались часто «головными коморами». На самой границе или на «гостинцах» стояли «прикоморки».


Главные коморы определились уже в XV веке, в их числе были: Берестейская, Новогородская, Менская. К ним относились («прислухали») коморы и прикоморки, большинство из которых имели древнее происхождение.


На западе находился большой район Подляшских мыт с целым рядом комор и прикоморков. Здесь главными были две коморы, одна из них — в Берестье. В Подляшском округе коморы и прикоморки располагались в следующих городах и местечках: Городне, Каменце, Высоком и др.


Были коморы в Менске и Новогородке. К концу 1570–х годов эти коморы сдавались в аренду совместно и составляли один округ. При них были прикоморки в Бобруйске, Красном Селе, Радошковичах, Ошмянах.


Далее был район, расположенный на северной и восточной границах ВКЛ. К началу XV века упоминаются коморы в Полоцке и Витебске.


В Могилеве собиралось головное мыто, но при сдаче в аренду оно всегда объединялось с корчмами и торговым мытом. Орша считалась прикоморком Могилевским и сдавалась в аренду вместе с Могилевской коморой.


Границы государства охраняла «мытная стража». Задачей стражников являлось недопущение объезда купцами главных торговых путей, установленных государством, пресечение «промыта» — иначе говоря, борьба с контрабандой.


На коморах и прикоморках основными служащими были «писари мытные», «справцы» и их слуги. Кроме того, имелись «весчие» (определяли вес товара), «бракары» (на коморах водных отбраковывали лес и лесоматериалы), «шафары» (сборщики податей).


Виктор САЯПИН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter