Актеру Мкртчяну даже обыденные предложения удавалось произносить так, что они становились крылатыми

Кефир полезен для сердца

Гордый профиль Фрунзика Мкртчяна — масленичная неделя Константина Райкина — Цирк на проводе — Любимая казачка Пырьева

«Вы почему кефир не кушаете?! Не любите?» — спрашивал актер Фрунзик Мкртчян в образе шофера Рубика в комедии «Мимино». Фраза как фраза. Вполне себе бытовая. Кажется, что даже ничего особо комического в ней нет. Но почему–то актеру Мкртчяну даже обыденные предложения удавалось произносить так, что они становились крылатыми и уходили в народ. Авторы документального фильма «Фрунзик Мкртчян. Человек с гордым профилем» вспомнили в эти дни артиста, которого и сегодня любят не только в Армении и его родном городе Гюмри. Он обладал не только талантом актерской импровизации, но и вкусом к слову. Например, знаменитое выражение из комедии «Одиноким предоставляется общежитие» по сценарию Аркадия Инина «...а ночью — омлет!» придумал сам.

Мкртчян воплотил на экране «маленького человека», но отнюдь не лишнего. Возможно, гордого и лишенного непродуктивного самоедства. Его персонажи были понятны и простому народу, и высоким руководителям. За роль Рубика он получил Государственную премию и всенародную любовь. В семейной жизни актера не все было гладко. Жена Донара, сыгравшая однажды супругу и на экране в «Кавказской пленнице», страдала тяжелым психическим заболеванием. Выматывала терпеливого Фрунзика тяжелыми сценами ревности. Он все сносил мужественно и никого не посвящал в свои проблемы. Название еще одного фильма Данелия «Не горюй!» стало его жизненным девизом. Болезнь, к сожалению, унаследовал и сын Вазген. Всю накопившуюся боль Фрунзик выплеснул в своей последней театральной роли в драме «Жена пекаря». Это щемящая история о том, как пекарь перестал печь хлеб после того, как его жена ушла к пастуху.

Теперь в родном городе Гюмри есть музей актера. Перед местным театром установлен памятник Мкртчяну...

Всю неделю телеканал «Культура» чествовал еще одного юбиляра, ныне здравствующего, художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина. Настоящая получилась у него какая–то «масленичная неделя» — одни комплименты, хорошее питание и положительный настрой. Народному артисту России, вечно подвижному и мимически активному Константину Аркадьевичу, страшно сказать, стукнуло на этой неделе 65 лет. А он все, как мальчик, скачет на одной ножке и не сдается в плен годам. В документальном цикле «Константин Райкин. Один на один со зрителем» режиссера Сергея Урсуляка Райкин предстает тихим и каким–то незащищенным. Вспоминает, например, как стыдно ему было появляться в школе в фирменных вещах, которые отец привозил из–за границы, на фоне одинаково плохо одетых одноклассников. Оказывается, отец Аркадий Райкин с самого начала видел в Косте актерские задатки и совсем не сопротивлялся выбору его профессии. Также показали лучшие спектакли с участием Константина: «Не все коту масленица», «Король Лир», «Ричард III», «Доходное место». Интересно, что два таких разных автора, как Шекспир и Островский, оказались для актера наиболее любимыми и близкими. Две стороны медали страстей человеческих.

То, что делает Константин Райкин, находится иногда на грани театра и цирка. О закулисной жизни современной цирковой индустрии в студии программы «Смотрим... Обсуждаем...» режиссера и ведущего Владимира Хотиненко рассказал жесткий документальный фильм «Цирковая династия» датских кинематографистов. Одна роковая ссора поставила под удар завтрашний день целой династии. Выгодный контракт, семейные интересы или индивидуальное чувство — что выбрать в этом жестком мире? Цирк здесь вырастает в метафору всей нашей жизни. У каждого из нас свой коронный номер. Сколько с ним выступать — вот вопрос.

Актриса Клара Лучко снималась до последнего. И даже в день своего ухода приготовила мужу завтрак... Клары Степановны уже 10 лет нет с нами, 2015–й — год ее 90–летия, и это повод снова посмотреть «Кубанских казаков», «Мы, нижеподписавшиеся...», «Цыгана», «Дачу», «Карнавал», «Тревожное воскресенье»... Каким легким и веселым человеком она была, напомнила программа «Линия жизни». Даже Иван Пырьев не смел повышать на нее голос, а Довженко, встретив в коридоре киностудии, пообещал успешную карьеру. Так и оказалось: на советском кинонебосклоне зажглась звезда Клары Лучко.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 129 (24759). Пятница, 10 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter