Казнить нельзя помиловать

В прошлом году 90 % осужденных совершали преступления небольшой и средней тяжести

Мировая практика назначения наказания идет по пути либерализации уголовной ответственности: во многих странах отменяется смертная казнь, вводятся альтернативные лишению свободы меры наказания.  Проблема оптимизации мер уголовной ответственности в нашей стране стала актуальной в начале нынешнего века. Перед законодателями была поставлена задача сделать систему мер уголовной ответственности наиболее оптимальной, сократить количество наказаний в виде лишения свободы и попытаться исправлять подавляющее большинство людей, совершающих преступления, не в условиях изоляции, другими средствами. Соответствующие поправки в уголовное законодательство были приняты в 2003 году. Жизнь подтвердила правильность избранного направления, и сегодня обсуждаются следующие шаги на пути либерализации уголовной ответственности. Вопросам практики назначения наказания в виде лишения свободы посвящено заседание пленума Верховного Суда Беларуси, которое состоится сегодня, 25 марта. Подробнее об актуальности заявленной темы и эффективности названной меры наказания рассказал «Р» зампредседателя Верховного Суда Республики Беларусь Валерий КАЛИНКОВИЧ.

— Уголовная ответственность у большинства людей ассоциируется с тюрьмой. Почему так сложилось, Валерий Леонидович, и эффективна ли данная мера наказания?

 — Такое правосознание сложилось исторически и очень давно, еще в те времена, когда преступников карали двумя способами: смертной казнью или лишением свободы в тюрьмах и на каторгах.

Лишение свободы на современном этапе развития общества уже многократно доказало свою неэффективность в плане исправления лица, совершившего преступление. Наоборот, пребывание гражданина в местах лишения свободы становится для него «школой» криминального поведения. И в результате на выходе мы получаем человека со сформировавшимися антиобщественными установками, который с трудом адаптируется к жизни на свободе, и в силу этого совершает повторные преступления, опять попадая в тюрьму.

— Но в ряде случаев только благодаря лишению свободы можно восстановить нарушенную социальную справедливость...

— В отношении особо тяжких преступлений — да. Но как свидетельствует статистика, в прошлом году 90 % осужденных совершали преступления небольшой и средней тяжести, уголовно-правовые санкции за которые предусматривают достаточно широкую альтернативу при выборе мер наказания. Впервые лишение свободы перестало преобладать в структуре наказаний и составило 22,6 %.

В этой связи заключение преступника в тюрьму в меньшинстве случаев способствует восстановлению социальной справедливости. Большинство преступлений, которые совершаются у нас в стране, влекут за собой причинение материального и морального вреда. Практически половина осужденных сидят за хищение имущества. И большинство пострадавших от таких преступлений в первую очередь интересует не предельно суровое наказание преступника в виде лишения свободы, а компенсация нанесенного вреда. А это далеко не всегда возможно в изоляции.

— По сути, вам предстоит сегодня бороться с устоявшимися стереотипами в обществе. Не вызовет ли послабление уголовной ответственности разгула преступности?

— Менять сложившиеся стереотипы крайне сложно. Но сегодня, думая о справедливости, за ее основу правильнее брать потребности потерпевшей стороны, а не возмездие. Мы должны требовать от преступников и предпринимать все меры к возмещению причиненного вреда. Такая философия меняет подход к преступнику, потерпевшему и преступности вообще.

Преступность имеет социальные корни и определяется степенью благоприятности социально-экономического климата в стране. Разгула преступности после принятия закона в 2003 году не произошло.

— Какие меры наказания сегодня назначаются как альтернативные лишению свободы?

— В Уголовном кодексе есть целая система наказаний. Это и штрафы, и ограничение свободы, и краткосрочные аресты, и исправительные работы. В последнее время тенденции назначения наказания пошли в сторону увеличения применения денежного штрафа. В общей структуре наказаний за уголовные преступления штраф приближается к 15 процентам. Почти 20 процентов граждан приговорены к исправительным работам с удержанием определенной доли из заработной платы, судимость к ограничению свободы превысила четверть от всех мер наказания.

...Места лишения свободы в прошлом году пополнились 15 тысячами осужденных. От общества изолированы пять тысяч преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления: 600 убийц и 1670 человек, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, 602 торговца наркотиками, 530 особо злостных хулиганов, 253 насильника, 161 взяточник не смогут продолжать свои черные делишки. Такие люди должны содержаться за колючей проволокой. Но вместе с ними лишились свободы и 257 человек за преступления, не представляющие большой общественной опасности. Еще 9,5 тысячи граждан осуждены за совершение преступлений, относящихся к категории менее тяжких.

Решения судов о назначении такой меры наказания, как лишение свободы, должны стать еще более взвешенными, прагматичными и выверенными. Это прямо вытекает из концептуальных подходов к уголовной ответственности, высказанных главой государства на совещании судей судов республики 25 марта прошлого года. Об этом и пойдет речь на заседании пленума. Применение альтернативных мер наказания позволит, с одной стороны, компенсировать ущерб потерпевшему, с другой — оступившемуся человеку встать на путь исправления.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter