О репертуаре в маршрутных такси

Казнь через повешение на струне

Кажется, я уже знаю весь российский блатной репертуар, выучил наизусть лучшие произведения шансона и даже могу запросто подпеть Михаилу Кругу, Алексею Брянцеву и группе «Воровайки». Не сочтите меня за фаната. Просто я часто езжу в командировки.

Дворовым «романтик коллекшн» нас в огромных дозах потчуют в маршрутных такси и рейсовых междугородних автобусах, подают в качестве комплимента от заведения в среднестатистической точке общепита районного масштаба. Отказаться — не то чтобы обидеть радушного хозяина, но как минимум вызвать недоумение, а то и прослыть белой вороной. «Всех–то устраивает...» Как объяснить, что салон общественного транспорта — это не место встречи меломанов определенного пошиба, не концертный зал, где специально собираются ради того, чтобы насладиться мелодиями блатного толка, я не знаю. Писать на чрезмерно «музыкальных» водителей жалобы, как советуют перевозчики (приструнят, мол), решением проблемы не считаю. Стрелочником, козлом отпущения, сделают одного. Поймут ли намек другие? Не уверен. Да и не спорю: крутить на прямой, простирающейся на десятки километров трассе баранку в полнейшей тишине — процесс монотонный и небезопасный. Аж глаза закрываются. Только все же как найти компромисс между комфортом водителя и комфортом пассажира?

Частники, рекламируя перевозки по тому или иному маршруту внутри страны, частенько козыряют: мол, в дороге пассажиров ожидает свой досуг: приятная музыка и лучшие фильмы. Таких сразу стараюсь обходить стороной. Лучше бы беруши для ушей предложили или повязку на глаза. Чтобы ни эту их музыку, ни тем более кино не видеть и не слышать. Включают–то боевик или очередной ментовский сериал из золотой коллекции телеканала НТВ.

«Хлопцы, — обратился к пассажирам водитель маршрутки, который вез нас в командировку в Калинковичи, — вам музыку или кино про Годзиллу?» На поверку это означало: шансон или боевик. В автобусе ехали маленькие дети. Чтобы не травмировать их психику мясорубкой на экране, выбрали магнитолу. Не прошло и пятнадцати минут, как мы всем салоном просили сменить пластинку, чтобы спасти уши малышей от струнной воровской романтики. Четыре последующих часа нас развлекала Надежда Кадышева и ее «Золотое кольцо». Такая альтернатива в тот момент казалась идеальной...

Впрочем, каким должен быть сервис, понимание таки начинает появляться. Устав от многочисленных жалоб пассажиров — мне проводники рассказывали, — в мягких сидячих вагонах поездов, курсирующих между Минском и Брестом, демонтировали телевизоры. Одним хотелось смотреть сериал «Кухня», другие считали его низкопробным и устраивали скандалы, третьи требовали боевик, четвертые — советские комедии. Стало понятно: пятьдесят человек между собой не договорятся. Как те лебедь, рак и щука будут тянуть одеяло на себя, а крайней станет поездная бригада.

Да и стоит ли устраивать подобные бурные дискуссии в век гаджетов, когда всякий, отгородившись от соседа наушниками, может с экрана собственного мобильного телефона, планшета или ноутбука смотреть то, что хочет? Российская авиакомпания, услугами которой я периодически пользуюсь, даже несколько лет назад на своих рейсах за деньги предлагала подобные персональные устройства с богатой коллекцией фильмов. Затем от этой «примочки» отказались. Смысла, мол, нет, когда подобный «карманный кинотеатр» есть едва ли не у каждого...

Одно огорчает: потрескивания, повизгивания и любой непонятный шум, доносящийся из наушников, тоже порой превращается для окружающих в какофонию, в гул, который взрывает мозг. Не зря возле передних сидений все чаще встречаю листовки: «Слушать в наушниках музыку и разговаривать между собой и по мобильному телефону здесь запрещено». Водители, если что–то не так, свои права отстаивают рьяно. А мне тем временем хочется надеяться: может, и о законных правах других они когда–нибудь вспомнят и наконец–то умерят в своих приемниках звук?

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 12 (24642). Четверг, 22 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter