Вчера состоялась коллегия Управления делами Президента. Завершая подробный анализ работы структуры за минувший год, управляющий делами Галина Журавкова выделила главную перспективную задачу: "Надо построить прозрачную экономику наших хозяйств, чтобы было видно, на что пошел каждый рубль и какую принес отдачу".
Почему Галина Анисимовна сочла это настолько важным? Во-первых, в сфере занято 20,5 тысячи работающих, что вполне характеризует масштаб ее деятельности. Во-вторых, многопрофильность Управления делами, пожалуй, уникальна: предприятия, хозяйства, фирмы производят самые разнообразные товары и услуги - зерно и керамика, мебель и жилые дома, туризм и дипсервис, торговля и медобслуживание и так далее. В-третьих, финансовые потоки пульсируют по всей стране - от столичного Дворца Республики до польской границы Беловежской пущи. Вышеперечисленные обстоятельства, отличительные свойства в совокупности придают этому субъекту хозяйствования макроэкономические черты. В чем это прослеживается? Хотя бы в тезисе управляющего делами о том, что подведомственное сельское хозяйство нуждается в дотациях (как это принято в мире), а источники субсидий придется изыскивать у себя же.
Доклад руководителя изобиловал конкретными цифрами, объемными показателями и прочими привычными параметрами, которые позволяют оценить, сколько, где и чего произведено. Скажем, за отчетный год работ и услуг произведено более чем на 90 миллиардов рублей, а балансовая прибыль составила почти 30 миллиардов рублей, и это на 4 процента больше по сравнению с 2000 годом. О многих достижениях с полным на то основанием следует сказать: хорошо поработали, развивались, модернизировались. Однако вопрос цены как достижений, так и упущений был одним из основных, который подвергся всестороннему рассмотрению в докладе и в прениях.
Поставляя лесоматериалы в 12 стран мира, причем 72 процента в дальнее зарубежье, предприятия отгружают их иностранным партнерам почти на 60 процентов в виде сырья или досок. Тогда как макроэкономика учит: престижнее и выгоднее торговать конкурентоспособным, допустим дубовым, паркетом. И наращивание объемов, как известно, в рыночных реалиях - не самоцель. Если за год остатки готовой продукции на складах увеличились, то о чем это говорит? По мнению Г.Журавковой, этот тревожный фактор показывает неразвитость служб маркетинга, которая, в свою очередь, проистекает из непонимания управленцами остроты момента: они чего-то выжидают, тогда как следует искать сбыт, изучать спрос, завоевывать рынки. Еще один неблагоприятный фактор: в промышленности, торговле, лесном и сельском хозяйстве зафиксировано снижение рентабельности. "Нужно прямо признать, - подчеркнула управделами, - что в большинстве наших организаций сохранился затратный механизм хозяйствования".
Между прочим, стороннему наблюдателю всегда видно, стремится ли тот или иной управленческий орган (типа коллегий министерств и ведомств) прямо признать реальное положение дел или же, нагромоздив статистическую груду всяких количеств, старается скрыть под нею экономическую несостоятельность отрасли, а в том числе и собственную - руководящую. Но что касается заседания расширенной коллегии Управления делами Президента, то дискуссия ее участников в общем и целом (случались, понятно, и исключения из правила) была полезной именно в том смысле, что прояснила причины и успехов, и неудач - методами действительно экономического анализа.
Каждый рубль должен работать
Вчера состоялась коллегия Управления делами Президента.