Каждый может получить

Число дел о защите прав потребителей возросло более чем в 2 раза

Каждый может получить реальную судебную и внесудебную защиту своих потребительских прав

Пленум верховного суда Беларуси принял недавно постановление «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей»

Что предусматривает законодательство?

Без всякого преувеличения, проблема, которая на днях обсуждалась на Пленуме Верховного Суда Беларуси, не только актуальна, интересна, но и весьма важна как для судебной практики в частности, так и для государства и общества в целом. Подтверждения этой мысли лежат, как говорится, на поверхности. Вся жизнь человека предполагает постоянную необходимость в удовлетворении потребностей в товарах, работах, услугах. Ежедневно гражданин вступает в различные правовые отношения: приходя в магазины, заключает договоры купли-продажи товаров; пользуясь общественным транспортом, становится стороной в договоре перевозки; проживая в доме или в квартире, пользуется коммунальными услугами и т.д. Все эти правоотношения объединяет то, что гражданин выступает в них в качестве потребителя. А сами правоотношения регулируются блоком законодательства о защите прав потребителей. Этот блок определяет объем не только их прав, но и обязанностей, а также всех прав и обязанностей продавцов (поставщиков, исполнителей – т.е. производителей потребительских услуг).

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Начиная с 1951 года данной проблеме постоянно уделялось определенное внимание на уровне не только европейского, но и международного регулирования. В 1973 году в рамках Европейской комиссии был создан специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. А в апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами и мировым сообществом политики и законодательства в этой области.

В нашей стране Закон «О защите прав потребителей» впервые был принят в 1993 году. В 2002 году введен в действие новый закон с таким же названием.

С момента вступления в действие последнего закона прошло уже много лет. За это время значительно расширился рынок услуг. Суды, а также специальные государственные органы, уполномоченные защищать права потребителей, действующие в этой сфере структуры гражданского общества накопили значительную практику его применения. Эта практика свидетельствует о том, что основные положения Закона «О защите прав потребителей» в полной мере обеспечивают охрану и реализацию фундаментальных прав потребителей. Многолетняя практика применения закона подтвердила его актуальность и на сегодняшний день, правильность основных его положений. Что, естественно, не исключило дальнейшее совершенствование законодательства в данной сфере.

С 16 января 2009 года Закон «О защите прав потребителей» действует в новой редакции. Принятие ее было обусловлено необходимостью приведения закона в соответствие с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс, совершенствования нормативного регулирования в сфере общественных отношений, связанной с потреблением гражданами товаров, работ и услуг, участниками которых выступает в той или иной форме практически все население нашей страны.

Несмотря на то что общая структура и направленность Закона «О защите прав потребителей» остались прежними, многие его нормы претерпели существенные изменения. К тому же закон дополнен и новыми положениями. Расширена сфера действия закона и объем прав потребителей, он корреспондирует установление ряда новых обязанностей изготовителей продукции, ее поставщиков, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг. Впервые в случаях, прямо предусмотренных законом, стала возможной повышенная ответственность и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ремесленники, те, кто предоставляет услуги агроэкотуризма, а также осуществляет разовую торговлю в установленном порядке на рынках). Разрешен вопрос об информационном сопровождении предоставляемых потребителям товаров и услуг. Уточнен порядок предоставления гарантийных сроков на импортные товары. Более четко разрешены вопросы неустойки за невыполнение законного требования потребителя (в том числе связанного с расторжением договора розничной купли-продажи товара ненадлежащего качества), взыскания штрафа. Расширены права общественных объединений. Закон содержит и другие новации.

Кроме того, в 2008 году принят, а с 29 января прошлого года вступил в силу и Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Подобный нормативный акт в Беларуси принят впервые. Принятие его было обусловлено необходимостью конкретизации и дополнения общих норм законодательства о защите прав потребителей применительно к сфере жилищно-коммунального обслуживания, обеспечением комплексного регулирования общественных отношений по оказанию таких услуг гражданам.

Сфера ЖКХ была выделена из общей массы оказываемых гражданам услуг не случайно. Учитывалось, что такие услуги имеют жизненно важное значение и свою специфику, в том числе ввиду охвата ими всего населения страны и непрерывности оказания большинства жилищно-коммунальных услуг.

Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» согласуется с действующей правовой системой, нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также Закона «О защите прав потребителей», конкретизируя его положения применительно к регулируемой им сфере правоотношений. В Законе «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» практически отсутствует дублирование предписаний иных законодательных актов, минимизировано количество отсылочных норм, они, по возможности, формулируются с указанием на государственный орган, уполномоченный регламентировать соответствующий вопрос (как правило, это Совет Министров), либо отрасль (институт) законодательства. При этом Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» при своей компактности (27 статей в шести главах) не является декларативным и имеет конкретную направленность (это, для примера, нормативные предписания об информировании потребителей о таких услугах и их исполнителях, о договорах на оказание жилищно-коммунальных услуг, о порядке рассмотрения и разрешения претензий потребителей относительно неоказания таких услуг либо оказания их с ненадлежащим качеством).

Основной целью специального законодательства о защите прав потребителей является закрепление механизмов, позволяющих обеспечивать надежную охрану прав граждан на потребительском рынке. На сегодняшний день каждый человек может получить реальную судебную и внесудебную защиту своих потребительских прав в случае их нарушения продавцом (исполнителем, изготовителем), причем как самостоятельно, так и при помощи специализированных органов и организаций. И многие пользуются этим правом. Это свидетельствует о возрастании правовой грамотности и активности населения, проявлении им большего интереса к качеству предлагаемых товаров и услуг, а также о росте авторитета структур гражданского общества, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав потребителей.

Двойной рост исков за четыре года

За последнее четырехлетие поступление дел о защите прав потребителей в суды нашей страны возросло более чем в два раза и составило в минувшем году 3001 дело. При этом удовлетворяемость предъявленных исков также возросла почти вдвое и составила около 67 %. Еще почти треть исков оканчивается прекращением дела в связи с заключением сторонами мировых соглашений либо отказом потребителей от исков по причине их удовлетворения во внесудебном порядке.

Более 2/3 дел о защите прав потребителей по базовому закону составили споры о защите прав потребителей при выполнении различных работ и услуг ненадлежащего качества. Чуть менее трети – при реализации некачественных товаров.

В первом случае, как правило, заявлялись требования о расторжении договора, возмещении убытков и выплате неустойки; реже – о безвозмездном устранении недостатков или о соразмерном уменьшении цены работы, услуги. Во втором случае – о расторжении договора и возврате уплаченной суммы (88 %). Представляется, что подобная постановка требований связана с выработкой у конкретного потребителя недоверия к недобросовестному продавцу (исполнителю) и «нежеланием дальше иметь с ним дело».

По делам о защите прав потребителей ЖКУ почти половина исков связаны с возмещением ущерба от залития квартиры в связи с ненадлежащим техсостоянием водопроводных и канализационных сетей, в результате протекания кровли, а также вреда от перенапряжения в бытовой электросети, от ненадлежащего содержания придомовой территории. Дела же о расторжении договора на оказание жилищно-коммунальных услуг и другие подобные составили незначительное количество.

Почти по всем изученным делам были заявлены требования и о компенсации морального вреда. 2/3 из предъявленных исков по базовому закону предъявлялись самими потребителями, около трети – соответствующими общественными объединениями. По закону о защите прав потребителей ЖКУ подавляющее большинство исков потребители заявляли самостоятельно; общественными объединениями предъявлен лишь каждый двенадцатый такой иск. Исков же, предъявленных полномочными представителями Минторга и местных исполнительных и распорядительных органов, как и семь лет назад, в ходе обобщения Верховным Судом не выявлено. Естественно, почти двум сотням уполномоченных по защите прав потребителей, что имеются в Беларуси, надо активизировать свои усилия в данном направлении.

В 84 % рассмотренных дел ответчиками выступали представители негосударственного сектора экономики в сфере торговли непродовольственными товарами и бытовых услуг (организации и индивидуальные предприниматели).

...И разъяснение спорных моментов

В судах при рассмотрении этой важнейшей для граждан категории дел принимаются, как правило, взвешенные и обоснованные решения. Сторонами оспаривается только около 11 % от числа рассмотренных дел. При этом в результате проверки законности и обоснованности вынесенных решений вышестоящими судами в 2009 году были признаны спорными и отменены лишь 29 судебных постановлений с направлением их на новое судебное рассмотрение или с иной формой исправления допущенных ошибок. Причинами допускаемых судами ошибок явились отсутствие четкости в правовых нормах, а также сложность в доказывании наличия недостатков проданной вещи либо оказанной услуги, определение надлежащего ответчика при оказании жилищно-коммунальных услуг через подрядные организации. Кроме того, вызывали споры вопросы расторжения договора купли-продажи товара надлежащего качества (необходима ли конкретная причина для такого расторжения?), а также товара ненадлежащего качества, приобретенного за счет средств банковского кредита (являются ли проценты банку убытками потребителя при возврате товара?).

Необходимость повышения эффективности судебной защиты, правильное и единообразное применение законодательства о защите прав потребителей и стали основными критериями при принятии нового постановления Пленума Верховного Суда Беларуси.

Как известно, Пленум Верховного Суда не является законотворческим органом. Принятое им постановление, тем не менее, думается, вызовет большой интерес у представителей различных инстанций и, конечно же, у потребителей товаров и услуг. Разъяснения спорных моментов нового законодательства в этой сфере постановлением Пленума Верховного Суда будут весьма кстати.

--------------------------------------------

Языком цифр

За последние пять лет поступление дел о защите прав потребителей в суды Беларуси увеличилось в два раза: с 1363 в 2005 году до 3001 в прошлом.

Если в 2005 году в суды поступило 138 гражданских дел о компенсации морального вреда по делам о защите прав потребителей, то в минувшем – уже 169.

Всего в суды нашей страны поступило в 2009 году 3170 гражданских дел о защите прав потребителей и о компенсации морального вреда. Наибольшее количество дел поступило в суды г. Минска – 1033 (32,6 %), наименьшее – в Гродненской области – 248 (7,8 %). В 2009 году наибольший процент удовлетворения исков отмечается в Минской – 79,3 % и Гродненской областях – 78,7 %, наименьший – в г. Минске (52 %).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter