Каждый бюджетный рубль обязан работать эффективно

В основном финансовом законе страны – бюджете на очередной год — четко определено и прописано, на какие цели будут расходоваться средства. Но есть еще руководители, которые так и норовят его «скорректировать» — тратят бюджетные деньги на более неотложные, по их мнению, нужды… Насколько правильно и эффективно расходуются государственные средства, наряду с другими структурами контролируют Главное контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах. Об итогах работы КРУ в прошлом году и о том, что будет предпринято для повышения эффективности ведомственных контрольно-ревизионных служб в нынешнем, «Р» попросила рассказать начальника Главного контрольно-ревизионного управления Вячеслава ВАСИЛЕНКО.
— От ревизоров требуется не только выявлять конкретные нарушения, но и предотвращать саму возможность их появления, – пояснил Вячеслав Александрович. – На нас также возложены методическое руководство работой служб ведомственного контроля в органах госуправления и концернах и совместно с КГК контроль за их деятельностью. — Сколько было проведено ревизий в прошлом году и каковы их результаты? — В прошлом году Минфином и финансовыми органами были проведены комплексные проверки использования бюджетных средств, состояния сохранности государственной собственности и организации ведомственного контроля в системах МЧС, Минтруда и соцзащиты, департамента железнодорожных войск Минобороны. Совместно с Комитетом государственного контроля, рядом других министерств проверили соблюдение бюджетного, финансового и налогового законодательства исполнительными и распорядительными органами города Минска и Могилевской области. Прошли проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование ряда республиканских программ, на приобретение и издание учебников и целый ряд других. Всего же КРУ Минфина и финансовыми органами на местах в 2003 году было проведено более 12,8 тысячи ревизий и проверок, проанализирована финансово-хозяйственная деятельность 1,2 тысячи организаций. Выявлены незаконное расходование, недостачи и хищения денежных средств и материальных ценностей на сумму 16 миллиардов рублей. В 933 организациях ревизоры обнаружили нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, необоснованное получение дотаций и компенсаций из бюджета на сумму 4,1 миллиарда рублей. Выявлено неучтенных товаров и материальных ценностей более чем на 0,8 миллиарда рублей. Следует сказать и о профилактической роли проводимых нами мероприятий. В результате их предотвращено незаконное и нецелевое расходование государственных средств на сумму 11,8 миллиарда рублей, в бюджет дополнительно поступило 1,2 миллиарда рублей платежей и других причитающихся сумм. — Какого рода нарушения выявляются чаще всего? — Как правило, их бывает целый «букет». Здесь и расходование бюджетных средств с нарушением законодательства, недовзысканные арендная плата и стоимость коммунальных услуг с арендаторов, переплаты денежного довольствия, зарплат, командировочных, при расчетах за коммунальные и другие виды услуг, излишнее списание ГСМ, недостачи и многое, многое другое. К сожалению, не сокращается количество случаев незаконного расходования средств на оплату строительных и ремонтных работ. За год ревизоры выявили таких расходов на 1,39 миллиарда рублей, что составляет более пятой части суммы бюджетных средств, истраченных с нарушением законодательства, которое они вскрыли. Как правило, подобное происходит из-за неправильного применения расценок, коэффициентов, индексов изменения стоимости строительных материалов, завышения накладных расходов и плановых накоплений, а также физических объемов – то есть банальных приписок. — Какое наказание понесли виновные во всех этих безобразиях? — К административной ответственности привлечено 1256 должностных лиц, к дисциплинарной и материальной – 3508 человек, 103 — освобождены от занимаемых должностей. Правоохранительным органам передано 469 дел, суммарный ущерб по которым превышает 8 миллиардов рублей. За различного рода нарушения финансовой дисциплины взыскано 2,2 миллиарда рублей экономических санкций. — Цифры достаточно весомые. А как сработали контролеры других министерств и ведомств, как вы оцениваете эффективность ведомственного контроля? — Ведомственный контроль – одна из важнейших составляющих системы государственного контроля. Сегодня его штатная численность — 1822 специалиста, что на 11 процентов меньше, чем в 2002 году. Несмотря на такое сокращение, количество проверок осталось на прежнем уровне. Об их результативности красноречиво говорят статистические показатели. Так, за прошлый год ими выявлено вреда на 28,5 миллиарда рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2002 году. А нецелевого использования бюджетных денег и средств государственных внебюджетных фондов и вовсе в 4,1 раза – на 4,5 миллиарда рублей. Наибольшие успехи здесь у ведомственных контролеров Минсельхозпрода – более 3 миллиардов рублей, Минобразования – около 400 миллионов, Минстройархитектуры – 134 миллиона. Соответственно, и нарушения в этих ведомствах, а также в Минпроме и Минтрансе самые масштабные. Разумеется, по результатам ревизий и проверок последовали санкции: к материальной и дисциплинарной ответственности привлечено 42422 человека, в том числе с занимаемыми должностями расстались 559. В правоохранительные органы для принятия соответствующих мер направлены материалы 1372 ревизий, в ходе которых выявлен ущерб на 14,49 миллиарда рублей. Однако, несмотря на такие впечатляющие на первый взгляд цифры, ведомственным контролем используются еще далеко не все возможности по повышению эффективности своей работы. — Чем это можно объяснить? — Трудно выделить какую-то одну причину. Пожалуй, одна из ключевых – неукомплектованность штатов. Так, в начале года были вакантны треть должностей в контрольно-ревизионной службе Минлесхоза, 15 процентов – в Минэнерго, каждая десятая – в Минпроме, Минобороны, МВД, Минжилкомхозе. И в то же время в системе Минжилкомхоза и Минпрома множество организаций, ревизии на которых не проводились более трех лет. Не всегда на высоте и подготовка специалистов. Уделяя значительное внимание сохранности имущества, контрольно-ревизионные службы ряда государственных органов и концернов зачастую упускают контроль законности расходов, производимых подведомственными организациями. — Какие же меры можно предложить в сложившейся ситуации? — На заседаниях Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь под руководством председателя Комитета госконтроля Анатолия Тозика в 2003 году были рассмотрены результаты проверки ведомственного контроля в МЧС, Белкоопсоюзе, Минстройархитектуры, концернах «Белбиофарм», «Белместпром», «Белгоспищепром», в НАНБ, Госкомавиации. А уже в феврале было проанализировано состояние ведомственного контроля в Минэнерго. Приняты соответствующие решения, внесены конкретные предложения по улучшению работы, повышению ее качества и эффективности. Об этом, а также о дальнейшей координации шла речь и на совещании с руководителями ведомственных контрольно-ревизионных служб республиканских органов госуправления, государственных организаций, подчиненных правительству, которое в марте провели совместно Минфин и Комитет госконтроля. В частности, органам госуправления, облисполкомам и Мингорисполкому предложено изучить возможность создания ведомственных контрольно-ревизионных служб на принципах хозрасчета. Так уже работает РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры», этот механизм предусмотрен Указом Президента № 68. Итоги работы и направления оптимизации ведомственного контроля были доложены правительству страны. Совет Министров дал соответствующие поручения руководителям республиканских органов госуправления. В частности, им следует полностью укомплектовать подведомственные контрольно-ревизионные службы квалифицированными специалистами, принять превентивные меры по исключению использования бюджетных средств не по целевому назначению, а также обеспечить возмещение вреда при таких нарушениях в полном объеме в соответствии с законодательством. Нам поручено принять необходимые меры для повышения результативности проверок, проводимых службами ведомственного контроля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter