"СБ" подвела итоги футбольного сезона 2014 года

Кавалеры мяча

Ну вот он и закончился, футбольный сезон 2014 года! Когда казалось, что его итоги однозначны и окрашены целиком в грустные тона, минское «Динамо» умудрилось поставить в конце унылого повествования жирный восклицательный знак. Раздумья больших писателей тоже зачастую превращают точки в многоточия...

Так каким он был, этот футбольный сезон уходящего года? Каким он останется в нашей памяти?

Сборная боли

Сборная — всеобщая боль. Главная национальная команда год провела так, что воспоминания о нем хочется отправить как можно дальше. Ну впрямь не гордиться же победами над Лихтенштейном и Таджикистаном или выигрышем у лишенных всякой мотивации мексиканцев?! А вот ничья в Люксембурге, поражения от украинцев, словаков, испанцев и зимой саднят душу не меньше, чем осенью. Одно очко, набранное белорусами в четырех отборочных матчах чемпионата Европы, по сути, уже перевело наши шансы отобраться на очередной топ–турнир в разряд теоретических. И отставка главного тренера Георгия Кондратьева год никак не спасает. Обиднее всего даже не то, что белорусские футболисты профукали неведомый прежде шанс, а то, как они это сделали: без воли, без ожесточения, по воле волн. Вкус пережитого тем горше, что сборная не предстала единым коллективом, за нее перестали болеть, а бывший главный тренер, уходя, назвал своих подопечных неумехами.

Беларусь – Украина. Многое в этом матче решил автогол Александра Мартыновича.
Беларусь – Украина.
Многое в этом матче решил автогол Александра Мартыновича

Новый главный — Александр Хацкевич обещает новую жизнь:

— На уровне сборных пора создавать единую концепцию развития. Чтобы и национальная, и молодежная, и юношеские команды работали в одном ключе, в одном стиле. Чтобы молодой парень приходил во взрослый футбол подготовленным, а не сталкивался с новыми требованиями и терялся. При этом приоритет всегда должна иметь главная сборная. Конечно, это может повлиять на результаты той же «молодежки», но...

Кривец единственный


Александр Глеб где–то там в Конье. Сергей Корниленко в Самаре, но в пресловутом российском «пердиве». Ян Тигорев перестал попадать в состав «Локомотива», Сергей Веремко — в ворота «Уфы», а Максим Жавнерчик — даже на лавку «Кубани». В попытке назвать лучшего белорусского легионера этого сезона мы можем вспомнить еще московских торпедовцев Юрия Жевнова и Антона Путило, но против голосования за каждого из них найдется немало аргументов. Есть еще «пермяк» Сергей Баланович, но за 13 игр в составе «Амкара» он не записал на свой счет ни гола, ни паса. Проформы ради мы упомянем еще Драгуна, Мартыновича, Тигорева, Кисляка, Шитова, Верховцова и Бордачева, но самым многообещающим легионером все–таки назовем нашего единственного француза Сергея Кривца. За четыре последних года он первым из наших игроков заиграл в одном из сильнейших европейских чемпионатов. В составе «Метца» он уже провел 14 игр, забил один мяч, отдал два голевых паса, но главное, собственно, даже не в статистике, а в том, что бывший полузащитник БАТЭ, оставивший клуб накануне групповой стадии Лиги чемпионов, не потерялся в чужом чемпионате, и уже только за это его стоит назвать успешным.



Агент Николай Шпилевский, при посредничестве которого, собственно, и состоялся переезд Кривца во Францию, за последний год неоднократно высказывался в прессе о том, почему так мало белорусских игроков выступают в Европе. «Может быть, у наших футболистов не хватает менталитета развиваться. Может быть, они довольны тем, что у них есть», — говорил он журналистам. Однако в интервью для «СБ» Шпилевский пошел еще дальше: «А что если европейским клубам сегодня просто неинтересны белорусские футболисты? Такого уровня игроков там очень много, а предложить штучный, эксклюзивный товар, настоящий талант мы не можем. И здесь мы вновь возвращаемся к тому, что корни проблем — в детско–юношеских школах. Зная систему подготовки игроков в Германии, могу с уверенностью сказать, что нашим игрокам сегодня банально не хватает футбольного образования. Недоучили их в ДЮСШ, а потому не нужно сильно удивляться «детским ошибкам», которые случались осенью в матчах сборной или еврокубков».

Еврокубки как зеркало

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО
Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО

Признайтесь себе. Разве летом, когда БАТЭ уверенно переиграл словацкий «Слован», а минское «Динамо» легко справилось с португальским «Насьоналом», можно было представить, какие чувства мы будем испытывать по итогам футбольной осени? Но потом последовало то, что последовало. Пять раз проиграл в Лиге чемпионов БАТЭ, вошел в историю как команда, пропустившая наибольшее количество мячей. Четыре раза уступило минское «Динамо», хотя, конечно, победа в последнем матче группового этапа Лиги Европы над «Фиорентиной» несколько подсластила горечь предыдущих неудач. И ведь в объяснениях случившегося не сошлешься на каверзы фортуны или происки судей. Нет, все справедливо. И справедливо в высшей мере еще и потому, что летние успехи отнюдь не зафиксировали подъем нашего клубного футбола на новый уровень. Почему? Да хотя бы потому, что «Слован», после неудачи в соперничестве с БАТЭ отправившийся в Лигу Европы, проиграл там все шесть матчей с разницей 1-20. А португальский клуб Ренана Брессана «Риу Аве», сравнимый по силе с «Насьоналом», выиграл только в последнем ничего не решавшем матче и занял последнее место в компании с киевским «Динамо», «Ольборгом» и «Стяуа». Так что для того чтобы успешно выступать в еврокубках, пахать нашим футболистам надо, пахать...

Сергей Гуренко, в игроцкие годы слывший образцом бескомпромиссности, недавно поделился своим видением решения проблемы:

— Чтобы расти, надо делать выводы. Нельзя думать: ну проиграли и проиграли — мы же растем! Причина этих крупных поражений в следующем. Сейчас стало очень мало футболистов, которые могут достать из себя максимум. Они играют ровно до той планки, пока не становится трудно. А переступить этот предел не могут. Бывает, что тебе уже просто нечем бежать, но преодолеваешь этот рубеж — и бежишь. У нас этого не могут. Для меня тренировка должна быть превыше игры. В матче ты уже должен отдыхать. Ты уже к нему готов! А думать, что я себя поберегу, выйду на игру и все будет хорошо... Так не бывает. Если тренируешься в среднем режиме, как сможешь играть на пределе?

Бомбардирская печаль


Пять лет лучшие бомбардиры чемпионата страны не могут забить больше 15 мячей. И статистики могут сколь угодно долго цокать языком, мол, были времена, когда Роман Василюк или Андрей Хлебосолов заколачивали за сезон более 30 мячей, из песни слов не выкинешь. Пока Криштиану Роналду забивает 23 гола за 14 игр в Испании, наши бомбардиры — и не бомбардиры вовсе. 2009 год, Майкон — 15 мячей. 2010 год, Брессан — 15. 2011 год, Брессан — 13. 2012 год, Осипенко — 14. 2013–й, Родионов — 14. Наконец, нынешний, 2014 год, Николай Януш — 15. Как будто кто–то заколдовал. А на самом деле и не колдовал вовсе. Просто наш футбол ни капли не зрелищный. В нем главное не «выиграть», а «не проиграть». Ударов по воротам в нем мало, голов, как результат, еще меньше. В этом году средняя результативность чемпионата составила 2,38 мяча за игру.


Фото  Виталия  ГИЛЯ

Петр Качуро, ставший в далеком 1994 году лучшим бомбардиром первенства с недостижимым сегодня 21 забитым мячом, не склонен обвинять в низкой результативности одних нападающих:

— У нас все боятся пропустить, а потому мало атакуют, играют от обороны. Отсюда и проблемы со зрелищностью матчей — кому они интересны без голов? Но люди–то у нас есть и нападающие есть. Знаете что еще? Говоря о результативности, я бы не стал строго судить БАТЭ и минское «Динамо» за неудачи в еврокубках. Команды не ставили в штрафной «автобус», а, по крайней мере, пытались играть в футбол. Да, проигрывали, но тут очевидны проблемы иного рода.

Забронзовевшая «шахта»


Благодаря голу Николая Януша за пару минут до конца последнего матча в чемпионате «Шахтер» успел–таки выполнить все задачи, которые стояли перед ним в этом сезоне. Пусть преимущество солигорцев перед жодинскими торпедовцами определил лишь «фотофиниш» в виде дополнительных показателей, а все равно в клубе довольны так, что лица его руководителей сияют, словно отполированные до блеска пятаки. Команда взяла Кубок, едва не дошла до групповой стадии Лиги Европы (что на фоне предыдущих хронических неудач выглядело едва ли не подвигом), а под занавес еще и «забронзовела» — чем не повод для гордости?! Между тем, если внимательно присмотреться к итогам выступления «Шахтера», можно серьезно пожалеть об упущенных возможностях. Два поражения от «Белшины», лишь очко, взятое у Бреста, и в целом неровная игра с аутсайдерами прозрачно намекают на факторы, которые не позволили команде подняться выше. Хотя, например, если бы итоговый зачет шел только с учетом матчей основной шестерки, солигорцы уверенно заняли бы второе место, — на 3 очка опередив минское «Динамо» и на 4 отстав от БАТЭ.



Единственный в истории нашего футбола человек, который умудрялся работать в шахте и забивать голы в национальном чемпионате, Владимир Коваленя ныне работает администратором в... хоккейном клубе «Шахтер». Когда я позвонил ему, чтобы выведать точку зрения на выступление солигорских футболистов в этом сезоне, разговор ушел в несколько иную степь. Коваленя с удовольствием вспомнил старые времена, когда «на солигорский стадион люди приходили поболеть за своих — за сыновей, братьев, друзей. А сегодня все удивляются тому, что зрители плохо поддерживают «Шахтер», но ведь в составе команды нет ни одного футболиста родом из Солигорска». Впрочем, под конец разговора старый шахтер–бомбардир Коваленя выразил надежду на то, что в скором времени в футбольном клубе что–нибудь изменится.

Без Белькевича


1 августа не стало лучшего, по оценкам многих специалистов, футболиста суверенной Беларуси. Позже журналисты узнают, что Валентин Белькевич просто присел дома на диван — и умер. Оторвался тромб...



У каждого в нашей стране был свой Белькевич. Кто–то помнил его молодым, выходившим в составе минского «Динамо» еще в чемпионате СССР. Кто–то вспоминал его игру в Минске в эпоху становления национального первенства. Оригиналы жадно трясли видеокассетами с записью его чудо–гола в ворота «Вердера» в Лиге чемпионов 1993 года. Знатоки настаивали на том, что только откровенное невезение не позволило Белькевичу, Хацкевичу, Шевченко и их партнерам по киевскому «Динамо» выйти в финал Лиги чемпионов 1999 года. Женщины вспоминали его брак с экс–«ВИА Грой» Седоковой, а все вместе горевали по осени 2001–го и скандальному матчу Беларусь — Украина. Белькевич... Валик... Сегодня он наверняка бы помогал Александру Хацкевичу в работе с нашей сборной, но судьба рассудила иначе.

Виталий Володенков, чье сентябрьское интервью by.tribuna.com наделало немало шума среди бывших и нынешних динамовцев (это оттуда, например: «День рождения Маковских праздновали всей командой... После куражиться стали. Знаешь, как водку пили? Поставили ведро десятилитровое. Туда все слили и черпали стаканами»), вчера в интервью «СБ» сказал немало восторженных слов в адрес своего бывшего партнера по команде:

— Когда я пришел в «Динамо», Белькевич был настоящей звездой на футбольном поле. Мы, молодые, внимательно следили за ним на тренировках, пытались подмечать особенности в игре. Вместе с тем Валик ничуть и никогда не требовал к себе какого–то особого отношения. Он был Большим футболистом. И он же был Большим человеком. Я до сих пор не могу поверить в то, что он был, а не есть...

Витебский лифт


Хорошо бы, чтобы кто–нибудь провел серьезное исследование на тему, почему из высшей лиги постоянно вылетают клубы из восточных областных центров и ни разу не вылетали команды с запада. Гродненский «Неман» знавал разные времена, а вот, поди ж ты, все время в элите. Брестское «Динамо» живет на подсосе уже который год, но держится. А с противоположной стороны — «Гомель» (вылетал и не однажды), «Днепр» и «Витебск». Два последних в этом году поменялись местами, но даже этот факт лишь зафиксировал тенденцию. В Гродно и Бресте внимание к своим клубам явно больше, чем в других областных центрах (Минск мы, понятное дело, в данном случае не имеем в виду). Разве ж это дело, что в первой лиге в этом сезоне витебчане уступили мозырской «Славии» и микашевичскому «Граниту»? Разве дело, что по ходу сезона из стана «Витебска» доносились постоянные жалобы на финансовое положение? Да и в конце концов, разве это нормально, что вскоре после победы над «Днепром» в стыковых матчах появилась информация, что в следующем сезоне командой будет руководить новый главный тренер?

Сергей Вехтев — живая легенда витебского футбола, лучший бомбардир в истории клуба, человек, в чьем профайле среди прочего имеется запись о дортмундской «Боруссии», а нынешним летом не без драматических обстоятельств возглавивший родной клуб, на мой вопрос, кто напустил тумана вокруг его будущего, лишь заразительно улыбнулся: «Напишите, что у меня есть три приглашения и одно из них из молодежной команды «Боруссии». Я смеюсь вместе с ним и понимаю, что специалисту, выведшему «Витебск» в высший дивизион, не с руки рассуждать о перспективах команды, которую во время возвращения из Могилева под Оршей лично встречал председатель облисполкома. Вехтев говорит, что в настоящее время клуб почти полностью выполнил свои обязательства перед игроками, что он полон оптимизма. Но что и кто будет в «Витебске» в следующем сезоне — пока неизвестно.

Болельщика не проведешь


Цифры посещаемости чемпионата подписали окончательный приговор системе с разделением команд на сильнейшую и слабейшую шестерки. Она и без того не пользовалась особым почтением у футбольного люда (хотя, конечно, не из–за заботы о болельщиках, а из–за банальных меркантильных интересов), а когда протоколы зафиксировали, что в среднем матчи чемпионата посещали всего 1.825 зрителей (худший показатель фиксировался лишь в 2008 году (1.720 зрителей в среднем на матче), а в 2004–м за каждой встречей наблюдали в среднем 1.924 болельщика), пришла пора кое–что «подправить в консерватории». Со следующего сезона в высшей лиге выступят не 12, а 14 команд. Никакого разделения на шестерки не предполагается, хотя при этом еще не решено, сколько команд покинет сильнейший дивизион и сколько в него войдет. Равно как ни капли не решено и то, как сделать наш футбол интересным болельщикам.



Максим Березинский, руководитель белорусской версии международного проекта Tribuna.com, данной теме посвятил множество своих публикаций, а в интервью «СБ» сказал:

— Жаль, что с высоких трибун мы не слышим никакого анализа сложившейся ситуации. Проблема замалчивается на уровне федераций и на уровне клубов. В частности, к нам вернулась практика приписок. Хотя цифры печальны по всем фронтам и без этого: посещаемость, интерес телеаудитории, подписка спортивных газет. Мы теряем очень большой пласт аудитории, которая спорту предпочитает кино, театры, концерты, рестораны. Пример БАТЭ, который переехал в «Борисов–Арену», показывает, что в одиночку даже самый продвинутый клуб не справится со сложившейся ситуацией. Нужен полноценный план на несколько лет вперед. Однако, когда на важный матч со Словакией «на сборную» приходят три тысячи зрителей, мы видим, что сама АБФФ не очень понимает, что необходимо делать. Мы каждый год дергаемся, придумываем новые формулы, но нет ощущения, что это целенаправленный путь. При этом в Европе и США есть очень хорошие примеры, когда затраты на продвижение турниров оптимизируются. К примеру, в НХЛ, Лиге чемпионов используется централизованный маркетинг. Клубы выполняют четко прописанные правила, которые устанавливает проводящая турнир организация. Мы пока крайне далеки от этого и продолжаем отставать от ведущих стран. И даже проигрывать самим себе в некоторых аспектах.

Чудеса «Борисов–Арены»


На сайте «Борисов–Арены» сейчас трудно пройти мимо объявления о том, что «с 22 по 30 декабря она предлагает всем окунуться в атмосферу волшебства, сказки, положительных эмоций и улыбок. Где все друг другу родня, царит теплая и веселая атмосфера, а на праздник случаются настоящие чудеса...» Речь идет о праздновании Рождества и Нового года, но, не боясь преувеличений, стоит сказать, что «Борисов–Арена» — сама по себе свершившееся чудо. Когда «Минск» строит–строит, но никак не построит свой стадион, когда в Минске играть в настоящий, большой футбол стало негде, рядом со столицей появилась красавица арена, на которую не стыдно пригласить ни «Порту», ни донецкий «Шахтер», ни басков из «Атлетика». «Борисов–Арену» открыли только в мае, но уже сейчас, в конце года, трудно даже представить, как мы жили без нее и без той атмосферы, которая стала царить на ее трибунах.



Дмитрий Шишло, директор «Борисов–Арены», с гордостью рассказывает:

— С мая по ноябрь на нашем стадионе прошло 30 матчей. На работников и футбольное поле легла большая нагрузка, но все справились. Набирались опыта от матча к матчу. Сейчас газон законсервирован на зимовку, но жизнь на стадионе продолжается. Готовимся к проведению детских утренников в нашей игровой комнате. Постоянно работает тренажерный зал. Открыли школу танцев. Работа идет во всех направлениях. Надеемся, что и в следующем году наш клуб и наша арена никого не разочаруют.

Антон СЕРЕБРОВ.

Советская Белоруссия №238 (24619). Суббота, 13 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter