Католическое умитворение, или Один день на родине архиепископа

На самой окраине Гродненского района, в местечке Одельск, что в километрах пяти от белорусско-польской границы, время от времени появляется сановный гость. Его визиты в последние годы, как правило, носят неофициальный характер и приходятся на то время, когда католическому священнику высокого ранга хочется подышать воздухом родины, сходить на могилы отца и матери и трагически погибшей младшей сестры Марии, в костел, где после рукоположения в Вильнюсе началось его служение Богу
На самой окраине Гродненского района, в местечке Одельск, что в километрах пяти от белорусско-польской границы, время от времени появляется сановный гость. Его визиты в последние годы, как правило, носят неофициальный характер и приходятся на то время, когда католическому священнику высокого ранга хочется подышать воздухом родины, сходить на могилы отца и матери и трагически погибшей младшей сестры Марии, в костел, где после рукоположения в Вильнюсе началось его служение Богу. Главный католик СНГ архиепископ Тадеуш Кондрусевич останавливается у родственников, потому что дом, где он родился, был продан родителями, которые переехали жить в Гродно, но завещали похоронить себя там, где прошла большая часть сознательной жизни и где люди свято чтят католические традиции… История этого края интересна и удивительна. Его всегда населяли невероятно предприимчивые и в большинстве своем состоятельные люди, в силу отсутствия плодородных земель занимавшиеся оптовой торговлей и ремеслами. Согласно переписи в начале прошлого века в Одельске жило 1828 человек, но между двумя мировыми войнами многие уехали за границу, и сегодня почти каждый нынешний житель имеет родственников если не в Германии, то в Америке или Австралии. Одельск – один из немногих населенных пунктов, где люди обидятся, если вы назовете их родину деревней. По их мнению, Одельск — местечко, а сами они – мещане. Осознание собственной гордости началось еще в 1546 году, когда Бонна Сфорца даровала Одельску Магдебургское право. Не утратил свой особый статус он и во времена самодержавия, когда был самым маленьким, но все же городом Российской империи. Изучая в этих местах во время комплексной научной экспедиции этнические стереотипы, старший научный сотрудник лаборатории региональной истории и культуры ГрГУ Алесь Смоленчук провел анкетирование, которое помогло составить усредненный портрет сегодняшнего жителя этого населенного пункта. Это женщина 50 лет, католичка, имеющая среднее образование. — Неужели в деревне нет атеистов или православных? – спрашиваю у местного ксендза Яна Козака. — Есть, — отвечает настоятель костела. — И не только они. В Одельске живут даже несколько мусульманских семей. Другое дело, что почти все они люди приезжие и оказались в местечке уже в советские времена – одного учителем сюда прислали, другого культработником, третьего — специалистом в колхоз. До войны в поселке жило много евреев (были даже две синагоги), но почти все они погибли во время фашист- ской оккупации. О том, что этот край очень набожный, говорит тот факт, что здесь, как ни в одном другом месте, много придорожных крестов, оберегов и жертвенников, которые изучила и описала доктор исторических наук руководитель лаборатории региональной истории и культуры ГрГУ Светлана Куль-Сельверстова. Среди десяти крестов есть не совсем обычный: католический с контурами православного, основа которого сделана из обычного камня, скорее всего, еще в языческие времена. Самый красивый, мраморный, во время войны, когда его, словно врага, какая-то из воюющих сторон пыталась расстрелять (следы от пуль видны до сих пор), люди перенесли на кладбище. Одна из легенд гласит, что в далекие годы крест — жертва святому Станиславу спас от пожара и разрушений четыре дома на улице Кринковской. Это были дома тех людей, которые возвели крест. Но, бесспорно, самой большой достопримечательностью поселка является костел. Светлана Куль-Сельверстова считает, что он был построен в 17-м столетии, но официально за точку отсчета принята первая половина 18-го века. Это один из двух деревянных костелов, сохранившихся в Беларуси до наших дней (второй находится тоже на территории Гродненской области — в деревне Волпа Волковысского района). В начале 20-го века, после того как люди собрали пожертвования, а костел продал часть приходских земель, был куплен орган, на котором проникающую в душу и сердце каждого прихожанина музыку вот уже сорок первый год неизменно исполняет прихожанка Софья Адамовна Гринь. Игре на органе ее обучил ксендз. Уже при Яне Козаке возникла необходимость в ремонте старинного инструмента. Это было делом дорогим, потому настоятель искал не только хороших, но и предлагающих приемлемые условия оплаты специалистов. То, что костел является памятником архитектуры, для прихода имеет большое значение, ибо именно это обстоятельство явилось основанием для освобождения от уплаты налогов. Встречное условие, которое выдвинуто государством, — ничего не менять без согласования с властями при возможной реконструкции — ксендза и прихожан вполне устраивает. В храме есть икона Вознесения Божьей Матери, в чью честь он и был построен, но главной святыней здесь считается икона святого Антония. До сих пор никто не может объяснить почему, несмотря на то, что иконы в честь этого святого есть в Сокулковском и Малоберестовицком костелах, чудотворное исцеление дает только одельская. Рассказывают, что несколько лет назад в одно из воскресений помолиться спасителю-чудотворцу приехала онкологически больная женщина, которая должна была на следующий день лечь в больницу. Она приняла причастие, помолились возле лика святого Антония. Операции женщине не потребовалось, ибо после этого опухоли врачи у нее не нашли. Уловив в разговоре поль- ский акцент, отличающийся от того, с которым говорят белорусские поляки, безошибочно установила, что нынешний настоятель Одельского храма приезжий. — Пан ксендз, служение в этих местах для священника, родившегося в Польше, – это честь или ссылка? – спросила я. К моему удивлению, Ян Козак ответил, что его об этом спрашивают часто. Он был пятым католическим священнослужителем, приехавшим в начале 90-х годов из Польши, и даже в шутку назвал себя «ветераном». Служить на родине архиепископа и в месте, где, несмотря на атеистические времена, сохранились крепкие католические традиции, бесспорно, большая честь. Но попал пан Ян в Одельск в силу удивительных обстоятельств. Он родом из отошедшего после войны Польше городка Кузница, но в Беларуси у него много родственников. Будучи уже в сане ксендза, за плечами которого была Белостокская духовная семинария, в 1989 году Ян Козак как частное лицо приехал на похороны дяди. То, что увидел он, потрясло: в костеле стояли три гроба, а старенький священник, которому было не меньше восьмидесяти лет, честно сказал, что не может отправить трое похорон в один день. И посыпались просьбы к гостю из Польши. — Этого было делать нельзя, но люди очень просили, — рассказывает Ян Козак. Мое сердце не выдержало, и я обслужил родню. Местный ксендз поблагодарил за помощь и сказал: «Хорошо было бы, если бы ты приехал на работу сюда». В те времена в Гродно епископом как раз был Тадеуш Кондрусевич, который и предложил взять приход. А уже то, что нынешний настоятель в Одельске прижился и стал весьма влиятельной фигурой, — заслуга его личная.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter