Репортеры «СОЮЗа» подсмотрели, как марийские жрецы просят хорошую погоду и богатый урожай

Карты правду говорят

Отправляясь по заданию в командировку на марийские моления Агавайрем, которые входят в реестр нематериального культурного наследия России, наша репортерская бригада была полностью уверена в том, что мы увидим древний обряд в исполнении фольклорных коллективов.


Марийцев порой называют язычниками, на что они обижаются, говоря, что это в корне неверно.

И каково же было наше удивление, когда мы оказались в Священной роще (священые места — пожалуй, главная достопримечательность республики) на аутентичных молениях, где дары духам предков и природы преподносил сам верховный жрец Марий Эл, которого уважительно величают «карт», Александр Таныгин.

О верховном карте мы были наслышаны еще до поездки. В своей республике он личность легендарная. У него большая семья — шестеро детей и столько же внуков. В свои 72 года он очень бодр. Говорят, что жрец купается в реках и озерах до ледостава. Он никогда не отрывался от своей родной земли и корней, воспитывался в духе предков. С самого раннего детства был близок к природе — помогал взрослым пасти скот, поэтому знает родные места как свои пять пальцев. Александр Таныгин создал концепцию марийской традиционной религии, под его началом появился реестр мольбищ, свяченых мест Марий Эл.

Агавайрем — один из самых главных праздников марийцев. После окончания посевных работ карты приводят людей в Священные рощи, чтобы вознести благодарность духам предков и природы и помолиться о том, чтобы дожди были теплыми, ветер — ласковым, урожай — богатым, чтобы мимо прошли ураганы, чтобы всходы не побил град, а людям хватило сил и здоровья собрать хлеб.

Мы приехали на праздник в день летнего солнцестояния. Верховный карт не случайно выбрал для моления самый длинный день в году. Это время, когда свет побеждает тьму.

По традиции Агавайрем празднуют с середины мая и до середины июня. Время и дата определяются картами в соответствии с лунным календарем. Считается, что лучшее время для вознесения благодарности и молитв духам природы и предков — это новолуние.

В годы советской власти большевики пытались отвлечь людей от молений в рощах и заменить Агавайрем новым праздником — Пеледыш пайрем (в переводе с марийского — праздник цветов). И почти за столетие он прижился и стал народным.

Но, по словам секретаря верховного карта Галины Ласточкиной, несмотря на то, что в советское время молиться в рощах марийцам запрещали, своих традиций народ никогда не забывал. Большевики боялись ходить в Священные рощи, может быть, поэтому они и сохранились до наших дней.

А Пеледыш пайрем стал своеобразным продолжением Агавайрема.

— Вы думаете, что «пеледыш» в переводе означет «цветок»? Это не совсем так, — поясняет верховный жрец Александр Таныгин. — Пеледыш — это целая философия. Это время расцвета и в жизни, и в природе, время молений и поста. В этот период марийцам запрещалось тревожить природу, чтобы звери, птицы и рыбы могли плодиться. Все в природе должно было отдыхать.

Ритуал на Агавайрем начинается с того, что жрец идет спозаранку в рощу и просит духов о хорошей погоде на праздник.

— Карты договариваются с силами природы, чтобы светило солнце, чтобы обряд прошел хорошо, и люди смогли добраться до мест моления, — рассказывает марийская журналистка Ирина Ерофеева, которая интересуется традициями своих предков. — И еще они говорят, что примут с радостью любое развитие событий, но будут благодарны, если природные силы поспособствуют тому, чтобы горел священный огонь и не было дождя. В народе говорят, что карты «делают погоду». И как не поверить в чудо, если во время молений всегда солнечно и сухо. Это уже потом может пройти проливной дождь...

Вот и на этот раз дождь преследовал нас всю дорогу из Казани до Йошкар–Олы, но во время моления в роще выглянуло жаркое солнце и ветер не потревожил ни одного листочка.

Место, где проходил Агавайрем (Дубовая поляна в Сосновой роще), намоленное. Это небольшой островок в окружении болот, вековых дубов и сосен. Как рассказал Александр Таныгин, об этой поляне ему поведал старец Алексей Якимов:

— Он привел меня в эту рощу, о которой узнал от своих предков. Когда–то в этих местах стояла деревушка Чигай, на русский лад — Чихайдарово. Но, когда сюда пришла цивилизация, жителям пришлось покинуть насиженное место и перебраться через реку Кокшагу. А роща осталась...

Традиционно марийские жрецы молятся березе или дубу. Но старый дуб, росший когда–то на поляне, давно срубили. Так что сейчас обряд проходит у не менее старой сосны.

— На марийском языке слово «ага» означает Вселенную, пространство, а «вайрем» переводится как творец, — говорит Александр Таныгин. — Агавайрем — это день творца. В этот праздник мы поклоняемся нашему создателю, приносим ему хлебосольные дары. Это день благодарности за то, что мы живем в мире и покое, за ту пищу, которую нам дает природа. За то, что в это время все на земле находится в самом расцвете.

В дар духам марийцы обязательно приносят яйца как символ зарождения жизни, традиционные трехслойные блины — коман мелна, хлеб и квас. Верховный жрец поясняет, что они приносят именно дары, а не жертвы.

— Жертва — это наказание, поэтому с таким словом нужно быть очень осторожным, — предупреждает Александр Таныгин.

Подходить близко к дереву, где вместе с верховным жрецом молятся карты со всей республики, можно только после завершения обряда. Нашему фотографу, который попытался запечатлеть весь ритуал, верховный карт сказал, чтобы он вперед батьки не лез, а подождал, пока завершатся моления. Суеверные люди в толпе стали нашептывать, что ослушаться нельзя, иначе можно навлечь на себя проклятье.

На Агавайрем карты надевают свои лучшие одежды — расшитые национальным узором белые рубашки и светлые войлочные шапки. Мы отметили, что люди пришли на моления в национальных костюмах — бабушкиных нарядах, которые удивительным образом сохранились у многих марийцев.

Пока верховный карт возносит молитвы дереву, другие жрецы помогают отпугивать злых духов при помощи молоточка и топора. Во время обряда один из картов приносит головешку от костра, дымом от которой «очищает» молящихся. Другие карты держат сосуды с дарами — зерном и квасом. Весь обряд, а молитва длится больше часа, сопровождается игрой на гуслях.

— Это особые 37–струнные марийские гусли, — рассказывает Ирина Ерофеева. — Говорят, что игра на этом инструменте пробуждает нашу генетическую память. Мелодия успокаивает, позволяет отвлечься от суеты и помогает настроиться на определенный лад.

Неподалеку от священного дерева обязательно разводят костер. Он должен быть в центре круга, который символизирует солнце. Вот и в этом месте специально под костер на поляне выкосили траву в форме круга. Огонь и деревья являются связующими нитями между людьми и духами. Марийцы верят, что дым от костра и высокая крона дерева соединяют землю с небом и доносят молитвы до духов.

Во время больших молений на Агавайрем в большом котле на костре варят гуся, которого преподносят в дар творцу. За его душу жрецы тоже молятся, прося у духов природы для этой птицы лучшей участи в следующей жизни. Марийцы искренне верят в перерождение.

Во время обряда часть даров — яйца, хлеб и квас — отправляется в костер, чтобы вознестись на небо.

На этом моления завершаются. После чего верховный карт разрешает собравшимся вкусить намоленную пищу. На хлебосольном импровизированном столе из вышитых полотенец — каравай, три вида каш, томленных в печке, яйца, блины и ядреный квас. Вся та пища, которую дарует природа. За еду обязательно нужно поблагодарить. После обряда каждый желающий может подойти к дереву и вознести свои молитвы.

Карты говорят, что в последнее время на молениях стала прослеживаться такая потребительская позиция, когда люди просят для себя богатства. Этого делать ни в коем случае нельзя. Духов нужно благодарить за то, что они дают. Только тогда можно рассчитывать на их помощь.

Цифра

23 объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО насчитывается в России.

Автор публикации: Светлана БРАЙЛОВСКАЯ, kor@rgkazan.mi.ru
Автор фотографий: Олег КОСОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter