Картошка киви не товарищ

Логойский фермер готов доказать силу белорусского картофеля

Логойский фермер Владимир Адамович готов доказать, что белорусский картофель — серьезный конкурент на европейском рынке

У белорусского картофеля в последние годы на отечественном рынке объявился серьезный конкурент — аналогичная продукция из Марокко, Македонии, Египта. Она пользуется спросом, импорт ежегодно набирает обороты: зарубежные клубни, упакованные в яркие пакеты, вызывают неподдельный покупательский интерес, оставляя в тени неказистые местные. В результате белорусы уже покупают картофель по мировым ценам. Чиновники, причастные к торговле, объясняют ситуацию межсезоньем, мол, без импорта весной и в начале лета нам не обойтись. Однако отечественные предприниматели с такой постановкой вопроса категорически не согласны. В чем они постарались убедить премьер-министра Михаила Мясниковича во время посещения им фермерского хозяйства «Цнянские экопродукты» в Логойском районе. Фермеры отработали два года и всерьез заявили претензии на межсезонье — ранее заброшенные земли Логойщины в умелых руках дают прекрасный урожай картофеля, которому импорт уступает по вкусу и цене. Вот что рассказал корреспонденту «Р» заместитель главы фермерского хозяйства «Цнянские экопродукты» на Логойщине Владимир АДАМОВИЧ.

— Владимир Леонидович, почему вы, бывший военный, решили заняться выращиванием картофеля, ведь это немалые затраты и риски?

— Я взялся за проект, чтобы доказать: сельское хозяйство может приносить прибыль. Мы работаем третий сезон, рентабельность производства — 170 процентов, что в сельском хозяйстве явление беспрецедентное. На внутреннем рынке нет очищенного упакованного картофеля, к примеру, по 2,5—5 килограммов. Пока ниша свободная, ее надо занимать, иначе это сделают другие. Я поначалу взял 300 га земли, после чего руководство Логойского райисполкома обратило внимание на положительный результат и предложило взять еще 700 гектаров, ныне у нас 1800 гектаров земли.

Честно говоря, земли были целинные — более 20 лет на них ничего не выращивалось, они были затопленные. Чтобы их «реанимировать», я купил экскаватор, почистил мелиоративные каналы, и с полей ушла вода. Каждый год я ввожу в действие по хранилищу — первое было на 4 тысячи тонн, потом на 6 тысяч, теперь возводим по оригинальной технологии на 10 тысяч тонн. В целях удешевления строим хозспособом, к примеру, последнее хранилище мне обойдется около 4 млрд. рублей. Другие строят за бюджетные деньги и затрачивают на такой же объект 45—50 миллиардов рублей. Отказались от услуг западных компаний, которые за монтаж системы вентиляции затребовали 4 млрд., я за все хранилище заплачу 4,5 млрд. рублей. Температуру в нем регулирует компьютер, правда, в первый год я ночами не спал, вручную ее поддерживал, чтобы только не испортить урожай.

— Однако многие хозяйства не могут и помыслить, чтобы рентабельность производства картофеля достигла 170 процентов.

— У меня все проекты высокорентабельные. К примеру, я создал частное фармацевтическое предприятие «Лекфарм», где производительность труда очень высокая. У меня рабочие трудятся, не считаясь со временем и обстоятельствами. Они получают двойную оплату за работу в выходные дни и внеурочное время, поэтому и средняя зарплата у них — 6 млн. 900 тысяч рублей. Это далеко не предел. Механизаторы зарабатывают 12—14 млн. рублей.

Считаю абсурдным, когда в Беларуси вместе с бананами и киви продают африканский картофель. Поэтому и начал выращивать продукцию, которая по внешним и вкусовым качествам формирует новый имидж белорусской бульбы. Я завез ее в Санкт-Петербург, где голландский картофель продавался по 25 российских рублей, наш ценник был 18—20 рублей за килограмм. На голландский продукт цена тут же была снижена. Вот что значит появился белорусский конкурент. Многие горожане нам говорили, что наша продукция ничуть не уступает хваленому голландскому товару. Мы также начали выращивать ранний картофель, чтобы в межсезонье в минских магазинах была продукция достойного качества. Наш картофель мытый и шлифованный, за рубежом мы его продаем в 2—3 раза дороже, нежели на внутреннем рынке. Наши мощности позволяют хранить зимой около 20 тысяч тонн картофеля. Я отказался от услуг перекупщиков, которые предлагали оптом увозить картофель за пределы Беларуси, и на этом выиграл 5 млн. долларов. Главный фактор высокой рентабельности и урожайности картофеля 470 центнеров с гектара (в этом году ожидаем 600 центнеров) — сбалансированное внесение азота, фосфора, калия и, конечно же, полив всходов. У меня почти все поля орошаются, я специально взял земли, расположенные вдоль речки. Благодаря поливу урожай увеличился в 2—3 раза.

— Вы согласны с утверждениями, что нельзя реализовать эффективные проекты в сельском хозяйстве?

— Я тоже такое слышал, но это полная чушь. Было бы, как говорится, желание. Председатель Минского облисполкома Борис Батура как увидел нашу технику, тут же предложил нам расширить посевы, взять отстающее хозяйство, чтобы довести посевные площади до 3 тысяч гектаров. Правда, через год, после того, как приведу в порядок имеющиеся поля.

— Почему же в названии хозяйства акцент сделан на эко-продуктах?

— В перспективе мы перейдем на производство исключительно экологически чистых продуктов, которых недостает нашему потребителю и зарубежным рынкам. В нашем картофеле нитратов в три раза меньше допустимого: в отечественном земледелии норма 250, в Германии — 300, на наших полях доля нитратов — 70—80. Для нормального роста картофеля азота, в принципе, много не надо. Поэтому продукция с маркой нашего хозяйства потребителю только на пользу.

На снимке: заместитель главы фермерского хозяйства «Цнянские экопродукты» Логойского района Владимир АДАМОВИЧ.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter