Карточная система

Как вернуть деньги, если ошибся, «общаясь» с банкоматом
Как вернуть деньги, если ошибся, «общаясь» с банкоматом

Большинство держателей пластиковых карточек применяет их исключительно для того, чтобы просто получить наличные. Что неудивительно: всякие технические инновации воспринимаются с трудом. Особенно если вам уже за... и большую часть жизни вы получали зарплату в окошке кассы, да и деньги привыкли хранить дома «под плинтусом», а не в банке. Перестроиться на пластиковые карточки в таком случае действительно довольно сложно. Те, кто помоложе, пользуются «пластиковым кошельком» с удовольствием, ведь это удобно и выгодно. Однако тоже есть нюансы – не все «в ладах» с техникой. Плюс забывчивость, а порой несколько безалаберное отношение к электронному документу. Карточки частенько теряют или оставляют в банкоматах. Сегодня мы расскажем о некоторых типичных недоразумениях и научим вас, как следует себя вести в каждом случае.

Обсчитали

Наверняка трудно найти человека, у которого дома нет холодильника, телевизора или хотя бы радиоприемника. Но готов ли хоть кто–нибудь поручиться, что техника работает безотказно? Так же снисходительно нужно отнестись к банкомату. Технические сбои есть и они неизбежны, хотя и происходят очень редко. К слову, потенциал работоспособности «электронных кассиров» у нас в стране на пять процентных пунктов выше общепринятого международного порогового значения. Директор расчетного центра пластиковых карт ОАО «АСБ Беларусбанк» Анатолий Боговик (кстати, из 1.771 банкомата страны – 800 в его ведении) утверждает, что 97 процентов времени банкоматы находятся в исправном, рабочем состоянии и совершают в среднем до 16 тысяч операций в месяц. И все же недостачи или излишки денежных купюр в кассетах «счетной машины» случаются. Так что же делать, если из–за шторки выплыла сумма меньшая, чем заказывали?

– Обратиться в филиал банка–эмитента, который вам выдал карточку, – советует Анатолий Боговик, – и написать заявление с указанием всех обстоятельств случившегося: где, когда и каким образом совершалась операция. Скажем, запрашивалась сумма 100 тысяч рублей, на руки получил 90 тысяч.

Оказывается, проверить, виноват ли в обсчете банкомат, не составляет большого труда. «Электронный кассир» подключен к специальной системе, которая позволяет проследить каждое действие клиента, в том числе и факт выдачи денег: какие купюры и из каких кассет набирались. И если машина действительно обсчиталась, то после проведения инкассации и расследования недополученные деньги вернутся обратно на карт–счет. Ориентировочно через 3 – 10 дней, в зависимости от периода инкассации банкомата. Причем деньги вернут и в том случае, если недостачу вы самостоятельно не заметили и никакого заявления не писали. Так тоже бывает.

Легкое движение... нулей

Инфокиоск – удобная вещь. Он избавляет нас от необходимости стоять в очередях, которые выстраиваются в банках ближе к 25–му числу каждого месяца – конечному сроку оплаты коммунальных услуг. Но... Недавно в «СБ» обратилась читательница и пожаловалась, что вместо 140 тысяч рублей киоск списал с карточки в десять раз большую сумму и в одно мгновение оставил ее семью без средств к существованию. Как быть?

Уверены, что это ошибка инфокиоска? Тогда требовать возврата средств нужно в банке. Если же автомат списал лишнее по вашей вине, то рекомендуем, не теряя времени, прямиком идти в расчетно–справочный центр по месту жительства и писать заявление о том, что у вас не было намерения оплачивать коммунальные услуги на 10 месяцев вперед и попросить вернуть излишки. «Ни одно такое заявление, – заверил меня директор ГП «Центр информатизации и автоматизации расчетов» Геннадий Горностаев, – не лежит без резолюции больше нескольких дней. Изложенные факты проверяем и отправляем деньги туда, откуда они поступили». То есть снова на карт–счет.

Учите цифры!

Очень часто обладатели пластиковых карточек забывают PIN–код. На всякий случай напоминаем: ошибиться в наборе цифр кода можно только трижды. После чего банкомат вернет карточку, однако уже с заблокированным счетом. Собственно говоря, большой беды в этом нет. Сервисная служба банков работает круглосуточно, а телефон ее непременно указан на банкомате. Можно, как говорится, не отходя от кассы позвонить, назвать номер карточки и специальный пароль, указанный в анкете–заявлении при составлении договора с банком (для клиентов Беларусбанка это, например, девичья фамилия матери). И все – инцидент можно считать исчерпанным, правда, с одним условием: после активизации карточки ввести PIN–код нужно правильно с первого раза. Тогда счетчик неверных попыток обнулится и... ошибаться трижды можно снова.

Как карта ляжет

То, что с техникой на «ты» немногие, понятно, но чтобы до такой степени... В сервисной службе одного из банков мне рассказали массу реальных непредвиденных ситуаций общения клиентов с «электронными кассирами». Молодежная «фишка» – носить карточку в заднем кармане брюк. Очень не рекомендуем: через некоторое время магнитная полоса карточки будет повреждена, банкомат не сможет ее прочитать и изымет как испорченную. Придется покупать новую. Не советуют банкиры подходить к банкомату под мухой. У выпившего человека замедляются реакции, а «электронный кассир» на каждую операцию отводит примерно 30 секунд. Если за это время вы не нажимаете никакой клавиши, банкомат оставит карту себе. То же самое произойдет, если, получив наличные и увлекшись их пересчетом, клиент позабыл о «пластике». Через 30 секунд карточка исчезнет в «чреве» машины. Важно также правильно вставлять карточку – магнитная полоса снизу и справа. Иначе «хладнокровный кассир» может изъять ее как неопознанную. Все это я к чему рассказываю? Чтобы объяснить алгоритм действия в том случае, если по какой–то причине «пластиковый кошелек» остался у «электронного счетовода».

Тут понадобится помощь сервисной службы. Какого–либо регламента, как быстро реагировать на подобные действия клиента, у банков, как правило, нет. Поэтому ждать придется от нескольких часов до нескольких суток. Впрочем, дежурить у банкомата нет никакой надобности. Никому, кроме вас и инкассаторов, интеллектуальная техника карточку не отдаст. Сообщив о происшествии в сервисный центр, отправляйтесь в филиал банка–эмитента, пишите заявление с просьбой вернуть «кошелек» и можете заниматься своими делами. С вами свяжутся и вручат «потерю». Однако имейте в виду: если карточка окажется испорченной, заплатите за изготовление новой. Кроме того, банк вправе предъявить вам претензии по поводу возможных повреждений (например, картоприемника банкомата), случившихся по вашей вине. Ведь каждое действие клиента, как я уже говорила, фиксируется.

Чьи деньги?

Если вы оставили банковскую карточку в магазине, первое, что стоит сделать, – вернуться за ней. Кстати, устройства, позволяющие рассчитываться безналом, сейчас установлены в 6,7 тысячи магазинов и торговых центров. Обнаружив вашу карточку, торговцы отправят ее в свой обслуживающий банк, который затем передаст находку коллеге–эмитенту. А тот отыщет владельца. Но где бы вы ни «посеяли» карточку, немедленно заблокируйте счет, позвонив в круглосуточную сервисную службу банка. А то как бы без денег не остаться.

Невероятно, но факт: в банкоматах забывают не только карточки, но и наличные. Если их не возьмет тот, кто пришел к банкомату следом за вами (что в общем–то довольно глупо, неопытного «воришку» вычислят быстро и легко), через 30 секунд деньги уедут обратно в «чрево» счетной машины. А дальше алгоритм действия известен – пишем заявление в филиале банка и ждем возврата денег. То же следует сделать и в случае технического сбоя, когда машина зависла (например, в аномальную жару или в лютый мороз) и по какой–то причине не выдала наличность.

Кстати

Через инфокиоски сегодня можно оплатить кредит и услуги: коммунальные, операторов мобильной связи, «Белтелекома», интернет–провайдеров, охраны, электросетей, а вскоре – и водоканала. Вот–вот такой договор с Минскводоканалом готовится подписать АСБ «Беларусбанк».

Справка «СБ»

Идея создания автоматической кассовой машины, или банкомата, впервые пришла в голову Джону Шепард–Баррону, директору английской компании, состоящей из одиннадцати сотрудников. Однажды в субботний полдень 1965 года, опоздав снять деньги в банке, он всерьез задумался о другом способе получения наличности, независимом от времени суток, и собрал инженерную группу. Через 2 года в Великобритании появился первый банкомат. В СССР чудо–машины «эмигрировали» только в 1989 году.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter