Картина жизни глазами художника

В общественном пресс-центре Дома прессы состоялась встреча журналистов с белорусскими художниками.
В общественном пресс-центре Дома прессы состоялась встреча журналистов с белорусскими художниками. Тему для обсуждения выбрали громоздкую: Проблемы создания, сохранения и приумножения коллекции национального современного изобразительного искусства. Но как это часто бывает, от главной формулировки быстро ушли в сторону и ворковали вокруг да около извечного - художник и власть. Хорошая тема. Острейшая. Ведь как живописцы полагают? Умная власть всегда художника оценит. Дурная - наживет врага.

Это в преддверии встречи Главы государства с деятелями культуры, намеченной на конец января, наши творцы уже сегодня попытались сформулировать свои взгляды на дальнейшее развитие изобразительной культуры в Беларуси.

Чем интересен художник власти? Меняются правители, уходят столетия - искусство остается. И именно по нему потомки будут судить о нравственном духе прежней эпохи. Папа Римский приглашал Леонардо и Рафаэля, Екатерина Великая - Левицкого и Боровиковского. Крепкая советская система смотрела на свою громадную страну глазами Александра Герасимова и Дмитрия Налбандяна. В чем проблема? - спросите вы. - Пусть в веке грядущем останутся те же Щемелев и Ващенко.

Они бы и рады помочь потомкам с опознанием нашей эпохи, и не только они. Но так исторически сложилось, что ни в столице, ни в любом другом городе Беларуси нет музея национального искусства. Все, что имеют наши художники в своих запасниках, хранится отвратительно и, ясное дело, губительно для полотен. А выставляются в столичных музеях картины тех художников, чья манера видения и писания удовлетворяет экспертный совет. Его состав не менялся уже: Лет сто!, - в сердцах воскликнул Леонид Дмитриевич Щемелев, и легко понять мастера. Он сетовал, что в этот самый экспертный совет все же стоило бы пригласить людей и с передовыми взглядами, и с неким художественным вкусом, наконец.

Из года в год с послевоенных времен белорусские художники работают в стол или в личную мастерскую, а те из них, кто действительно чего-то стоит, висят сегодня в музеях современного искусства Европы и Америки. Только не здесь. Ситуация, прямо скажем, позорная. А куда смотрел Союз художников?, - пытали его председателя журналисты. Геннадий Буралкин рассказывал, как все это время организация, в которой он председательствует, старалась обеспечить каждого творца элементарной мастерской, красками, кистями и квартирой. В общем, заколки, щипцы и помада, все, что прелестнице надо. И правильно. Художник должен быть красивым, иначе какой он к черту художник! Только у нас эстетство считается чем-то стыдным. Помню, даже на журфаке нас поругивали за симпатию к живописцам, чей внешний вид не соответствовал. Не помню, чему. Но точно помню, что художники эти были нормальные люди с нормальными взглядами.

Только как же так вышло, что негде и приткнуться сегодня почтенным художникам со своими картинами? О молодых живописцах и говорить нечего. Если некий немецкий посол и заинтересовался их изотворчеством, показал современное белорусское искусство за рубежом, помог нашим ребятам, в конце концов, денег заработать, так тут же в местной прессе статья - мол, продажные девки, эти наши молодые художники. Нате, получите, осчастливленные в кои-то веки признанием. Ведь здесь их кто признает? Может быть, экспертный совет? Или отсутствующий музей? Коль скоро работы молодых мастеров покупают люди, чьи культурные традиции оказались покрепче наших, мы радоваться должны, что есть в Беларуси настоящее искусство. Хоть мы и поглядываем в его сторону весьма редко, но по разным причинам. А между настоящим искусством и попсой такая же разница, как между поцелуем любимой женщины и продажной девки.

Под занавес пресс-конференции слово дали Николаю Пограновскому, главному хранителю Национального художественного музея. Казалось бы - подходящий храм для современного белорусского изотворчества. А.Н.Пограновский еще и напомнил, что распоряжением Президента этому музею выделили пятиэтажную пристройку, где, возможно, и смогли бы выкроить уголочек национальные современные художники. Но не тут-то было. Действительно, новое помещение есть, и с января нынешнего года правительство направляет целевые деньги на его реконструкцию. Но в этом доме музей планирует экспозицию зарубежного искусства - от Запада до Востока, включая Россию. А в прежнем исторически ценном здании будет выставлено белорусское искусство от XII до XIX вв.

Честно говоря, не совсем понятно, почему так, а не иначе. Просто принято такое решение. А у художников, присутствующих на пресс-конференции, не возникло вопроса, почему нельзя им выделить зал в Национальном художественном? Ведь не мастерскую они просят и не дачу. Наверное, живописцы лучше ориентируются в своих помыслах и желаниях. Но за белорусскую живопись обидно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter