Опера "Кармен" возвращается на сцену Большого театра

Кармен: хор поет и танцует

Самый известный любовный треугольник мировой оперной сцены: роковая красавица, влюбленный солдат и блистательный тореадор — возвращается в Большой театр. Год назад, когда здесь последний раз давали «Кармен», театральная администрация поспешила заверить публику — поводов для паники нет, на полках легендарная опера точно не залежится. Слово сдержали: обновленная «Кармен» появилась на афише, как и планировалось, в исключительно короткие сроки. Три месяца понадобилось оперной труппе и режиссеру Галине Галковской, чтобы проникнуться испанским колоритом и превратить шедевр Бизе в спектакль–праздник. Дата премьеры уже известна: историю вне времени о любви и свободе артисты вновь разыграют на сцене Большого 14 июня. Музыкальное погружение в перипетии любовного треугольника в этот летний вечер обеспечит дирижерская палочка маэстро Андрея Галанова.


Галина Галковская

«Кармен» для нашей оперы — спектакль без преувеличения знаковый. Именно с него в 1933 году началась история Большого театра. Успех постановке не в последнюю очередь обеспечила легендарная Лариса Александровская — первая Кармен белорусской оперы. Популярность спектакля, говорят, была просто ошеломляющей — он шел едва ли не каждый вечер. К слову, полный провал шедевр Жоржа Бизе испытал лишь однажды — в 1875 году во время первой постановки. Премьера оперы закончилась громким скандалом, что, впрочем, совсем не помешало «Кармен» спустя десятилетия стать едва ли не самой популярной музыкальной драмой. С тех пор режиссеры твердо усвоили: «Кармен» на сцене — почти стопроцентная гарантия зрительских восторгов.

Режиссер нынешней, восьмой по счету, постановки Галина Галковская от экспериментов и революции на сцене отказалась. Сюжета новаторства также не коснулись:

— Чтобы опера прожила не один год, атмосфера испанской Севильи должна угадываться очень точно. Новую версию я решила сделать такой, чтобы перед глазами зрителей возникла самая настоящая Испания. Для меня важно окунуть людей в ту историю, увлечь их. Вы знаете, что в календаре у испанцев с октября по май почти три тысячи праздников? То есть это люди, которые умеют каждый свой день превращать в событие. Поэтому от каждого артиста — от солистов до хора — я требую на сцене улыбок, эмоций, темперамента.

За естественность и стопроцентное погружение в испанские страсти выступает и исполнитель роли Эскамильо Станислав Трифонов:

— «Кармен» — одна из немногих, на мой взгляд, постановок, которая от попытки разбавить ее экспериментами и модерном только проиграет. Зрители идут на этот спектакль ради атмосферы, колорита. Им не нужна Кармен в банном полотенце.



Уникальные костюмы к опере «Кармен» 1933–го, в которых выходила на сцену прима Александровская, к сожалению, не сохранились. Сейчас работа в швейных цехах не прекращается даже в выходные. 270 красочных нарядов и 100 аксессуаров ручной работы — создавать исторический стиль, говорят в театральной мастерской, это не значит копировать костюмы прямо из книжки. Важно иметь хороший вкус, обращать внимание на многие детали. Еще одна задумка режиссера — цветовое решение постановки. Красный, черный и золотой — три основных цвета декораций и костюмов. За наряды главных героев в этот раз отвечает художник из Финляндии Анна Контек, знакомая зрителям по последней редакции вердиевской оперы «Риголетто». Искать легкие пути Контек не привыкла. На создание одной только юбки бато для главной героини у мастериц Большого театра ушло несколько дней. Вес у красочного «хвоста» солидный: петь и одновременно танцевать фламенко, рассказывает одна из исполнительниц роли Кармен Крискентия Стасенко, очень непросто:

— Танец с юбкой бато — это особая техника, которая у профессиональных танцовщиц превращается в настоящее испытание. После репетиций нам никакой спортзал не нужен. Несколько таких танцев — и мышцы рук накачаны не хуже, чем у спортсменов.



Искусству красивого танца Галковская заставила учиться не только будущих Кармен, но и артисток хора. От услуг балетных педагогов отказались — на хореографические мастер–классы театр пригласил Елену Алипченко, профессионального преподавателя фламенко одной из минских школ. Она же обучила артисток азам севильяны — танца, который наряду с фламенко лучше всего отображает дух испанского народа. Галина Галковская вспоминает:

— «Кармен» — первый спектакль, в котором хор не только поет, но и танцует. Это было моим условием. Сначала девочки испугались, начали отнекиваться: мол, ничего у нас не получится. А потом так втянулись, что стали просить дополнительные занятия. И знаете, что я заметила? Когда фламенко танцуют балетные, это кажется какой–то театральщиной. Это ведь народный танец, поэтому в исполнении непрофессиональных танцовщиков он смотрится более естественно и органично.

А вот от игры на кастаньетах Галковская категорически отказалась:

— Не хотела пустой имитации. Я за простоту и максимальную естественность. Чтобы правильно обращаться с кастаньетами, нужен определенный навык, обучаться которому у нас, к сожалению, уже нет времени.

Еще одну исключительную примету Кармен — алую розу — у артисток на радость зрителям не отобрали. Кто из меццо–сопрано первым выйдет на сцену с цветком в волосах, пока неизвестно. Время петь о любви наступит вечером 14 июня. Не пропустите премьеру.

КСТАТИ

В честь главной героини оперы назван астероид Кармен, открытый в 1905 году.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 110 (24740). Пятница, 12 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter