Карету мне, карету!

Набирая 103, помните: не только вы нуждаетесь в помощи

Набирая 103, помните: не только вы нуждаетесь в помощи


То, что скорая медицинская помощь оказывается круглосуточно, всем, в любом уголке страны, известно каждому. В остальном мнения разделяются: вызывать — или «само пройдет», или откажут, сочтя повод пустячным? Эти и другие вопросы по полочкам разложила Людмила ЖИЛЕВИЧ, заместитель начальника управления организации медицинской помощи Минздрава.


Когда набирать 103?


При угрозе жизни и здоровью, а именно:


При несчастных случаях, авариях и травмах, которые сопровождаются тяжелыми повреждениями, различными ранениями, ушибами, переломами, кровотечениями, вывихами, ожогами, отморожениями; при поражениях электрическим током или молнией, тепловом и солнечном ударах, удушениях, повешениях, утоплениях, попадании инородных предметов в дыхательные пути и желудочно–кишечный тракт, отравлениях, укусах животных, змей, покушениях на самоубийство, изнасиловании.


При внезапных заболеваниях: чаще всего это жалобы «умирает», «посинел», «не дышит», «задыхается», «парализован», «потерял речь», «не просыпается», «отек гортани», «неукротимая рвота», при сильных болях в животе, в грудной клетке.


При острых расстройствах психики, сопровождающихся агрессивными действиями по отношению к себе и окружающим.


При родах, для перевозки рожениц в родильные дома; если роды уже прошли вне больницы; при нарушении нормального течения беременности.


Если ЧП произошло в общественном месте, на улице, предприятии, учреждении, в школе, детском саду.


Если при обострении хронического заболевания больной температурит (с 20.00 до 8.00).


При обострении любого хронического заболевания, если состояние неотложное. Например, у больного с бронхиальной астмой — астматический спазм. Но если нужно оценить тяжесть состояния, то достаточно в течение суток вызвать на дом участкового терапевта.


Если у ребенка первого года жизни повысилась температура, рвота, сыпь или возникли другие заболевания (круглосуточно).


Если у ребенка старше 1 года повысилась температура (с 14.00 до 8.00).


Для обезболивания онкологических больных по справкам поликлиник (с 20.00 до 8.00). В дневное время это функция самих поликлиник. В любом случае наркотические препараты предназначены только для онкологических больных!


Какую информацию можно получить?


Задача диспетчера — дифференцировать любую жалобу: требуется в данной конкретной ситуации скорая медицинская помощь или совет? В последнем случае фельдшер по приему вызовов, если он компетентен, вправе высказать свое мнение. Вправе, но не обязан! Вообще, злоупотреблять «телефонной консультацией» нежелательно, ведь в этот момент кто–то, кому помощь нужнее, пытается дозвониться.


Если вызов не подлежит обслуживанию бригадой скорой помощи, диспетчер ОБЯЗАН посоветовать, куда в таком случае обращаться.


По телефону 103 даются справки о местонахождении больных и пострадавших, госпитализированных бригадами «скорой».


У диспетчера можно уточнить телефоны руководителей станции или подстанции скорой помощи, если вы чем–то не удовлетворены. Вообще, жалобу, в устной или письменной форме, нужно сначала направлять в то учреждение, которое помощь оказывало (в сельских районах — руководству центральной районной больницы, чьим структурным подразделением является скорая медицинская помощь, в городе — на станцию или подстанцию), и только если вопрос не разрешится на этом уровне — в управление охраны здоровья или комитет по здравоохранению.


Что сообщить по телефону?


Точный адрес, фамилию, возраст пострадавшего или больного, повод для вызова, телефон и фамилию вызывающего.


Чем не занимается «скорая»?


Не выдает больничных листов, судебно–медицинских заключений.


Не проводит экспертизу алкогольного опьянения.


Не работает, как такси, если нужно доехать до больницы. Исключение — носилочные больные, которые не могут самостоятельно добраться в стационар в силу физиологических дефектов, одинокие.


Какие документы остаются на руках?


Как правило, кардиограмма, сведения о препаратах, которые были введены, чтобы лечащий врач впоследствии представлял себе, какие меры предпринимались. В рабочее время «скорая» оставляет также специальную выписку для работодателя, своеобразный «оправдательный документ», почему сотрудник отсутствовал на рабочем месте.


Сколько ждать?


В городе «скорая» должна приехать в течение 15 минут, на селе — максимум через 30 минут. Важный момент: отсчет идет с момента передачи диспетчером вызова! Экстренный вызов передается в течение 4 минут, срочный — 15, неотложный (жалобы, например, на головную боль) — на протяжении часа.


Что может «скорая»?


Существуют 3 вида специализированных бригад: кардиологическая, психиатрическая и травматологическая. Скажем, кардиологическая может оказать экстренную и неотложную помощь и диагностировать острую сердечно–сосудистую недостаточность. Сегодня под рукой врача «скорой» есть все, чтобы произвести простейшие диагностические процедуры — измерить давление, уровень глюкозы в крови, снять кардиограмму и т.д. Остальное делается в стационаре. В аптечке бригады — более 150 препаратов на экстренный случай по всем группам заболеваний. Но наивно требовать у доктора «скорой», например, цитрамон — это не средство первой необходимости.


Обязаны ли госпитализировать?


Для госпитализации есть определенные показания. Если больной отказывается ехать в больницу — это его право, однако тогда в медицинских документах делается специальная отметка за подписью врача и пациента. Впрочем, когда больной не может адекватно оценить свое состояние в силу психических заболеваний или каких–то реактивных состояний, медработники имеют право привлечь правоохранительные органы для его госпитализации. Обратная ситуация: больной настаивает на том, чтобы отправиться в больницу, хотя оснований для этого нет. Тогда «скорая» может доставить его в приемный покой, где пациента еще раз осматривают и принимают повторное решение.


Что будет за необоснованный вызов?


Пока — ничего. Административной ответственности за это не предусмотрено (хотя вопрос рассматривается). Теоретически на тех, кто умышленно вызвал «скорую» без повода, администрация станции скорой медицинской помощи может направить материалы в правоохранительные органы. Но... Цифры меж тем вопиют: за неполный год только в Минске бригады 7.297 (!) раз выезжали вхолостую. В 7.023 случаях так и не нашли пациента, в 219 — адрес оказался неверным, в 55 случаях — вообще кто–то «пошутил». Остается только взывать к совести граждан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter