Карьеристы спасателями не становятся

Трудные времена вынуждали ОСВОД даже заготавливать веники

Трудные времена вынуждали ОСВОД заниматься даже заготовкой веников

25 апреля старейшая организация Беларуси справит свое 140-летие. В одном материале невозможно объять необъятное, но можно однозначно сказать, что на счету ее работников за этот длительный период уже не одна сотня тысяч спасенных жизней. В зонах же действия спасательных станций и постов — считаные утонувшие люди. А они сегодня охватывают всего один процент протяженности рек страны и около трех — площади озер и водохранилищ. Большего не дано, нет возможности. Хотя в лучшие советские годы данный показатель был и того меньше. Обо всем этом хорошо знает глава ОСВОДа Анатолий ГОЛУБ (на снимке), который 26 марта отметил свое 20-летие на посту председателя общества. А в общей сложности он уже более 40 лет трудится в этой сфере. И, конечно, в беседе с ним журналист «Р» не мог не коснуться главных вех развития организации, равно как и болевых моментов, на которые были так щедры наши суверенные годы.

— Из богатейшей истории общества отметил бы сам факт его создания в апреле 1872 года в Витебской губернии, — рассказывает Анатолий Иосифович. — А первая спасательная станция появилась у нас в Гродно 23 года спустя. Вторая веха — 1970 год, когда во всех союзных республиках вновь были возрождены структуры ОСВОДа. В новейшей летописи выделил бы 2004 год, тогда вышел указ Президента Беларуси о преобразовании общества в государственно-общественное объединение. Это имело важнейшее значение для повышения эффективности его деятельности, так как оно получило гарантированную государственную поддержку. Это в свою очередь позволило лучше мотивировать наших тружеников, а также обновить материально-техническую базу.

— В памятном и болезненном 1992 году, когда вскоре вслед за СССР все начало разваливаться и на местах, Беларуси единственной удалось сохранить ОСВОД!

— Да, времена тогда были очень сложные. Но благодаря целенаправленным действиям президиума республиканского совета, а также руководства областных и районных структур в тот переломный период мы смогли отстоять общество и его работоспособность. В 1996 году провели внеочередной съезд, приняли новый устав. Несмотря на то что тогда были общественной организацией, удалось сохранить отношения с Советом Министров, а точнее, управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства, которое нас и курировало. И в этом большая заслуга его руководителя Виктора Савицкого и заместителя Владимира Шахнюка. Они не только оказали огромное содействие в становлении ОСВОДа, но и отчасти предопределили его дальнейшую судьбу. 6 января 1998 года вышло постановление правительства № 1 «О мерах по улучшению охраны жизни людей на водах Республики Беларусь». Оно, по сути, на законодательной основе гарантировало нам действенную помощь в создании первичных организаций со стороны областных и районных исполкомов, министерств и ведомств, а также предприятий и организаций разной формы собственности.

— Вопреки долгой неопределенности и «смешным» зарплатам осводовцев вам удалось сохранить и костяк коллектива?!

— Это наше главное достояние. Признателен специалистам всех служб, которые остались тогда с нами в едином строю. По большому счету, карьеристы спасателями не становятся, сюда идут только те люди, которые прониклись душой и разумом к этому нелегкому делу. Могу назвать много фамилий работников общества, кто остался верен его предназначению. Но ограничусь только несколькими. Это начальники спасательных станций Василий Галуза (Витебск), Георгий Вознович (Жлобин, Гомельская область) и Борис Лебедев (Мосты, Гродненская область). Причем все они трудятся со своими сыновьями, водолазами и мотористами, то есть налицо уже и династии. А ведь в сложные постперестроечные годы наш ОСВОД, образно говоря, хватался за любую соломинку, чтобы самому не утонуть. Так, получили соответствующую лицензию и торговали в купальный сезон минералкой, мороженым и т.д. Однако этот бизнес оказался убыточным. А вот возвращение в состав общества в 1998 году Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) оказалось оправданным. В ее восстановление вложили немало средств и усилий, и со временем они начали возвращаться сторицей. Выполняли также под заказ подводно-технические работы, организовывали прокат водного инвентаря, очищали пляжи. Да что говорить, если всем нашим службам довелось даже веники заготавливать для коммунальщиков! Но непрофильные дела вовсе не сказались на их прямых обязанностях, профессионализме.

— Как оказалось, у многих из них золотые руки!

— На Кулибиных нам тоже повезло. Водолазное оборудование и плавсредства не вечные, да и содержать их нужно на должном уровне. И когда не было стабильного финансирования, просто обязаны были сами выходить из затруднительного положения. К примеру, срок службы баллонов аквалангов — 5 лет, после переосвидетельствования — максимум вдвое больше. Но мы порой вынуждены были продлевать их ресурс до 20 лет. Содержали и ремонтировали аппаратуру и оборудование собственными силами. И ни разу оно не дало сбоя, хотя спасатели и без того рискуют своим здоровьем, а подчас и жизнью. Кстати, за мужество и самоотверженность многие осводовцы награждены медалями «За спасение утопающих», «За отвагу», почетными грамотами Совета Министров и ценными подарками.

У тех же лодок срок эксплуатации — 5 лет, продлевали его втрое. Катера, приобретенные еще в 80-е годы, переоснащали, убирали старые двигатели от «москвича», устанавливали новые подвесные моторы. Кое-где «подлатали» их аргонной сваркой, подклепали. И эти плавсредства служат и по сей день, благо, что корпус «Амуров» был сделан из дюралюминия.

— Вы всегда принижаете собственную роль в сохранении и приумножении потенциала общества? Или просто не хотите афишировать послужной список, на основании которого, знаю не понаслышке, можно и фильм поставить, и книгу написать!

— Моя биография «складывалась» коллективом ОСВОДа. Служил 3 года на Балтийском море водолазом спецназа. Прошел большую школу, был специалистом 1-го класса, награжден медалью «За воинскую доблесть». Проводил водолазные работы в сложнейших условиях. Выходил через торпедный отсек с подводных лодок, прыгал с самолета, ракетных катеров, успешно выполнял все поставленные задачи. И, разумеется, все это пригодилось в будущей работе, когда в 1971 году, сразу же после флота, устроился водолазом на спасательную станцию Вяча. Потом возглавил водолазную службу столицы, трудился заместителем начальника ОСВОДа Минской области. Следующей была должность руководителя водолазно-спасательной службы всего общества (подготовил, к слову, не одну сотню специалистов подводных дел), заместителем председателя республиканского ОСВОДа, а с 26 марта 1992 года отвечаю головой за всю организацию.

— И отвечаете достойно. Ведь ни для кого не секрет, что и в минувшие десятилетия ОСВОД Беларуси был лучшим в СССР, остался он таковым и в постсоветские годы!

— Да, это факт непреложный. После развала Союза к нам постоянно приезжают делегации из многих республик, чаще всего, конечно, ближние соседи: из России, Украины, Прибалтики. Их интересуют все вопросы функционирования общества, но больше всего наши наработки в агитационно-пропагандистской и профилактической деятельности. Всегда считал и останусь при своем мнении, что это направление работы важнейшее у осводовцев. Недаром ведь говорят: предупрежден — значит спасен! Хорошо поставленная профилактика в учебных заведениях и трудовых коллективах не может не дать позитивных результатов. Отмечу, что по итогам 2011 года в Беларуси был зафиксирован самый низкий за все суверенные годы уровень гибели несовершеннолетних на воде — 42 человека. А еще 10—15 лет назад у нас их тонуло по 150—200…

— А как, любопытно, наша статистика соотносится с показателями России и Украины и как у них поставлено спасательное дело?

— Точных сравнений не могу привести по одной причине: разные варианты учета утонувших. В Беларуси в него входят все, кто погиб от попадания воды в дыхательные пути, в том числе и в бытовых условиях. Последний параметр у нас превосходит число утонувших в купальный сезон. Так, в прошлом году от воды погибли 730 человек (это, кстати, также самый низкий уровень в новейшей истории страны), из них только 320 — при купании. При падении в воду случились 253 трагедии, при рыбной ловле с лодок — 40, при рыбной ловле с берега — 55, при принятии ванны — 38, при ДТП — 12 . И одна из главных причин данных происшествий — нарушение правил безопасности на водах вследствие нахождения в нетрезвом состоянии. Это 465 человек от общего числа погибших, в том числе и 2 несовершеннолетних.

Сложно проводить параллели и с устройством осводовских служб Украины, России и Беларуси. Так, если у нас ими охвачены все районы, города областного подчинения и Минск, то у южных соседей лишь наполовину. Это же касается и количества спасательных станций. При разделе собственности часть их, прежде всего на юге и западе Украины, осталась за ОСВОДом, а остальные перешли в ведение местных властей. И многие были утрачены или, как говорят в народе, «прихватизированы». В России после развала Союза спасательные станции отдали в подчинение МЧС, теперь они на балансе муниципальных властей. Получается, в каждом регионе своя служба, а консолидирующий центр, который бы всех контролировал и направлял, отсутствует. В 2003 году дошло даже до того, что в местные бюджеты 76 регионов не были заложены средства на содержание спасательных служб. И их уже выделяли задним числом…

— Да, хорошего мало. А каким конкретно потенциалом сегодня обладают белорусские спасатели и что вы пожелаете своим коллегам в канун юбилея ОСВОДа?

— В составе республиканского объединения 6 областных и Минская городская организации, 148 районных и городских, 9404 «первички», насчитывающие почти 550 тысяч членов, ГИМС и хозрасчетное предприятие «Экспедиционный отряд гидротехнических работ». 4176 организаций и предприятий являются юридическими членами общества. В стране также действуют 66 спасательных станций, 118 штатных и 92 ведомственных поста, 7 маневренно-поисковых групп. Охрану жизни людей на водах в общей сложности осуществляют более 1200 специалистов разной квалификации, в летний период вместе с ними вахту на воде несут и сотни матросов-спасателей. А пожелать сотрудникам и активистам ОСВОДа по случаю знаменательной даты хочется спокойной воды и никакой беды.

Фото: Константин БЕЛОУС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter