Кардан с постоянной пропиской

Новый Закон «О торговле» ударит по «серому» рынку запчастей

Новый Закон «О торговле» ударит по «серому» рынку запасных частей

Даже самые экономные потребители не жалеют денег на три вида трат: товары для детей, животных и автомобиля. Впрочем, страсть к последнему объясняется и экономическим прагматизмом. Многие владельцы машин воспринимают свои авто не только как потребительский товар «для комфортного перемещения по местности», но и как своеобразные инвестиции. Большинство собираются рано или поздно его продать, поэтому стараются держать всегда на ходу. Неудивительно, что рынок автомобильных запчастей считается одним из самых высокодоходных: спрос есть практически при всех случаях жизни. Он-то и порождает другую тенденцию: достаточно большое количество «серых» продавцов, которые реализуют контрабандные автомобильные товары или работают по «серым» схемам, уклоняясь от налогов. По таким реализаторам и должна нанести сокрушительный удар новая редакция Закона «О торговле».

Заместитель министра торговли Ирина Наркевич отметила: рынок автомобильных запчастей является не только емким и высокодоходным, но и напрямую связан с безопасностью людей на дорогах. Поэтому государство в последнее время старается сделать этот сегмент розничной торговли максимально цивилизованным и прозрачным. Этими вопросами уже два года занимается специальная межведомственная рабочая группа. Пока точно определить, какой объем продаж запасных частей находится в «тени», достаточно сложно. Но, в частности, есть статистика, согласно которой до 80—95 % продаж в областях приходится на рынки, а в Минске — чуть больше 30 %. Причем львиная доля «машинных товаров» реализуется с так называемых торговых мест: столов, стеллажей под открытым небом, контейнеров. Согласно новой редакции Закона «О торговле», по словам Ирины Наркевич, таких предпринимателей обяжут переместиться в стационарные торговые точки к 2015-му или, самое позднее, к 2016 году. Можно переместиться в торговые центры на тех же рынках. А вот пользоваться кассовыми аппаратами продавцов запчастей обяжут уже к июлю 2013 года, независимо от места дислокации. «Потребитель должен иметь документ о приобретении товара, чтобы при необходимости защитить свои права», — считает Ирина Наркевич. Эта же норма будет касаться и торговцев бывшими в употреблении агрегатами. Без кассового аппарата смогут работать только физические лица, но торговать они имеют право только пять дней в месяц.

Правда, заместитель министра торговли отметила: рабочая группа не только разрабатывает комплекс контролирующих мер для вывода продавцов запчастей из «тени», но и изучает возможности для создания стимулов. Например, местным властям рекомендовано давать преференции для инвесторов, которые вкладывают средства в создание специализированных магазинов или торговых центров. В частности, снижать ставку аренды на земельные участки и помещения. Большие надежды в развитии легальных продаж Ирина Наркевич возлагает на крупные компании-импортеры. «Они также могут создавать розничные торговые сети под своими брендами, что усилит конкуренцию и будет способствовать повышению качества обслуживания потребителей», — уверена она.

Этот процесс, как говорится, уже пошел. Лидер по оптовым поставкам запчастей для легковых и грузовых автомобилей группа компаний «Армтек» уже открыла собственные фирменные торговые точки в Бобруйске, Орше и Минске, а в декабре—январе магазины с такой вывеской появятся еще в нескольких городах. В течение 2013 года к ним добавятся еще 20 розничных точек по всей республике. Генеральный директор группы компаний «Армтек» Денис Мороз считает: «перекрашивание» рынка в «белый» цвет — процесс не одного дня, но он неизбежен. Худо-бедно, но автомобильный парк в республике обновляется, а относительно «свежие» машины выпуска середины 2000-х уже напоминают по своей конструкции космические корабли. «На глаз» подходящую деталь уже не выберешь: достоверно это сделать можно только по специализированным каталогам. К тому же запчасти сегодня в мире производят тысячи компаний. Рядовой водитель уже не может самостоятельно ориентироваться в подобном разнообразии, для правильного выбора ему необходима консультация продавца. «Современный технический уровень развития автоиндустрии диктует необходимость внедрения новых принципов торговли», — утверждает Денис Мороз. И приводит пример, что цена такого «расходника», как тормозные колодки, может отличаться в несколько раз в зависимости от производителя. Причем все они будут качественные, но дорогие предназначены для спортивного стиля езды, а более дешевые — для неспешных городских поездок с плавными остановками. Нюансов очень много. Кроме того, чтобы обслуживать современные машины, необходима очень широкая номенклатура продукции. «Такую роскошь может себе позволить только крупная компания», — утверждает Денис Мороз.

Ирина Наркевич отметила, что крупные компании-импортеры планируется привлекать в качестве экспертов в межведомственную рабочую группу. Она подчеркнула, что создание прозрачного, цивилизованного и развитого рынка запчастей и услуг сервиса обладает серьезным экспортным потенциалом. По ее мнению, отрасль имеет все шансы развиться в конкурентоспособную индустрию, и тогда в Беларусь будут приезжать на техническое обслуживание водители из соседних регионов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter