Новый Закон «О торговле» ударит по «серому» рынку запасных частей
Даже самые экономные потребители не жалеют денег на три вида трат: товары для детей, животных и автомобиля. Впрочем, страсть к последнему объясняется и экономическим прагматизмом. Многие владельцы машин воспринимают свои авто не только как потребительский товар «для комфортного перемещения по местности», но и как своеобразные инвестиции. Большинство собираются рано или поздно его продать, поэтому стараются держать всегда на ходу. Неудивительно, что рынок автомобильных запчастей считается одним из самых высокодоходных: спрос есть практически при всех случаях жизни. Он-то и порождает другую тенденцию: достаточно большое количество «серых» продавцов, которые реализуют контрабандные автомобильные товары или работают по «серым» схемам, уклоняясь от налогов. По таким реализаторам и должна нанести сокрушительный удар новая редакция Закона «О торговле».
Заместитель министра торговли Ирина Наркевич отметила: рынок автомобильных запчастей является не только емким и высокодоходным, но и напрямую связан с безопасностью людей на дорогах. Поэтому государство в последнее время старается сделать этот сегмент розничной торговли максимально цивилизованным и прозрачным. Этими вопросами уже два года занимается специальная межведомственная рабочая группа. Пока точно определить, какой объем продаж запасных частей находится в «тени», достаточно сложно. Но, в частности, есть статистика, согласно которой до 80—95 % продаж в областях приходится на рынки, а в Минске — чуть больше 30 %. Причем львиная доля «машинных товаров» реализуется с так называемых торговых мест: столов, стеллажей под открытым небом, контейнеров. Согласно новой редакции Закона «О торговле», по словам Ирины Наркевич, таких предпринимателей обяжут переместиться в стационарные торговые точки к 2015-му или, самое позднее, к 2016 году. Можно переместиться в торговые центры на тех же рынках. А вот пользоваться кассовыми аппаратами продавцов запчастей обяжут уже к июлю 2013 года, независимо от места дислокации. «Потребитель должен иметь документ о приобретении товара, чтобы при необходимости защитить свои права», — считает Ирина Наркевич. Эта же норма будет касаться и торговцев бывшими в употреблении агрегатами. Без кассового аппарата смогут работать только физические лица, но торговать они имеют право только пять дней в месяц.
Правда, заместитель министра торговли отметила: рабочая группа не только разрабатывает комплекс контролирующих мер для вывода продавцов запчастей из «тени», но и изучает возможности для создания стимулов. Например, местным властям рекомендовано давать преференции для инвесторов, которые вкладывают средства в создание специализированных магазинов или торговых центров. В частности, снижать ставку аренды на земельные участки и помещения. Большие надежды в развитии легальных продаж Ирина Наркевич возлагает на крупные компании-импортеры. «Они также могут создавать розничные торговые сети под своими брендами, что усилит конкуренцию и будет способствовать повышению качества обслуживания потребителей», — уверена она.
Этот процесс, как говорится, уже пошел. Лидер по оптовым поставкам запчастей для легковых и грузовых автомобилей группа компаний «Армтек» уже открыла собственные фирменные торговые точки в Бобруйске, Орше и Минске, а в декабре—январе магазины с такой вывеской появятся еще в нескольких городах. В течение 2013 года к ним добавятся еще 20 розничных точек по всей республике. Генеральный директор группы компаний «Армтек» Денис Мороз считает: «перекрашивание» рынка в «белый» цвет — процесс не одного дня, но он неизбежен. Худо-бедно, но автомобильный парк в республике обновляется, а относительно «свежие» машины выпуска середины 2000-х уже напоминают по своей конструкции космические корабли. «На глаз» подходящую деталь уже не выберешь: достоверно это сделать можно только по специализированным каталогам. К тому же запчасти сегодня в мире производят тысячи компаний. Рядовой водитель уже не может самостоятельно ориентироваться в подобном разнообразии, для правильного выбора ему необходима консультация продавца. «Современный технический уровень развития автоиндустрии диктует необходимость внедрения новых принципов торговли», — утверждает Денис Мороз. И приводит пример, что цена такого «расходника», как тормозные колодки, может отличаться в несколько раз в зависимости от производителя. Причем все они будут качественные, но дорогие предназначены для спортивного стиля езды, а более дешевые — для неспешных городских поездок с плавными остановками. Нюансов очень много. Кроме того, чтобы обслуживать современные машины, необходима очень широкая номенклатура продукции. «Такую роскошь может себе позволить только крупная компания», — утверждает Денис Мороз.
Ирина Наркевич отметила, что крупные компании-импортеры планируется привлекать в качестве экспертов в межведомственную рабочую группу. Она подчеркнула, что создание прозрачного, цивилизованного и развитого рынка запчастей и услуг сервиса обладает серьезным экспортным потенциалом. По ее мнению, отрасль имеет все шансы развиться в конкурентоспособную индустрию, и тогда в Беларусь будут приезжать на техническое обслуживание водители из соседних регионов.