В Чехии сокращается число русскоязычных туристов

Караул! Туристы бегут!

Прошлый туристический сезон для Чехии выдался отличным: страну с населением 10,5 млн. человек посетили 8,08 млн. иностранных туристов
Прошлый туристический сезон для Чехии выдался отличным: страну с населением 10,5 млн. человек посетили 8,08 млн. иностранных туристов (нам бы так, да?) — рост на 3%. Доходы превысили 140 млрд. крон (5,83 млрд. долларов) — это ли не повод для радости? Оказывается, нет. Чешское агентство по туризму на лаврах не почивает, а в наступивший год смотрит со сдержанным пессимизмом.



Потому что успехи прошлого года — с одной стороны, инерция, а с другой — благодаря ослабевшей чешской кроне. Нет, ее ослабление с российским или белорусским рублем не сравнить: в Европе «заметно», когда вчера за 1 доллар давали 20 крон, а сегодня уже 24 (плюс–минус, но что–то в этом роде). А 24 кроны, между прочим, это почти бокал отличного чешского (местные уверены, что лучшего в мире) пива, хотя на чашку чая не хватит. Так вся чешская экономика кричит: зачем пить чай, если есть пиво? В общем, слабую крону Центробанк намерен удерживать практически весь год (уж больно хорошо это для экспорта), а потому чешский туризм в этом году будет прирастать в том числе и самими чехами: им выгоднее пить пиво дома (тем более когда оно лучшее в мире).

Чешский турист — это хорошо, но русский (или белорусский) — лучше: тратит больше. И вот вам тревожный сигнал: в этом январе российские туристы потратили в Чехии денег на 61% меньше, чем год назад. Карловы Вары (которые уже давно за глаза называют Русскими Варами) в прошлом году недосчитались 11% гостей из России: некоторым санаториям пришлось даже увольнять персонал. А те, которые приехали, сократили свое пребывание. Хотя общий результат в Варах за прошлый год неплох: 265.085 туристов, рост на 2%. Но денег тратят меньше. В одной знакомой турфирме сказали, что в январе 2014 года привезли в Чехию на новогодние каникулы 1.400 человек, в этом январе — только 20. Главная причина — падение курса рубля. Из–за этого туры в Чехию подорожали почти в два раза. В прошлую пятницу рядом со мной на концерте Карловарского симфонического оркестра сидела девушка из Москвы, копившая на недельную поездку полгода. Сказала, что ей «сильно повезло»: в одной турфирме попала на «какую–то волшебную» акцию и заплатила всего 35 тыс. российских рублей: «Вот приеду домой, буду снова копить на следующую поездку». Мне даже как–то неудобно стало, что я здесь живу. А девушка с восторгом рассказывала, как объездила все окраины Праги, и на мой недоуменный возглас–вопрос: «А что там смотреть? Там же одни «панельки»!», — невозмутимо ответила: «Вот на них и смотрела. Очень мне было интересно, как у них там в Праге «спальные» районы устроены». Так что русский (и белорусский) турист бывает разный, но неизменно любознательный.

Конечно, нам хотелось бы думать, что если мы (белорусы, россияне и украинцы) будем меньше ездить в Чехию, то эта славная страна будет по нам сильно скучать. Но как–то тревожат меня смутные сомнения: то же Чешское агентство по туризму бодро рапортует, что нехватку российских туристов восполняют туристы из Германии (на первом месте в Чехии, в прошлом году приехало более полутора миллионов, прирост около 5%), Словакии (+9,7%), США (+7,2%) и так далее. Судя по тенденции, долго грустить о нас и русских здесь не будут. К тому же новая группа славных транжир (а любой курорт мечтает не просто о туристе, а о туристе, транжирящем деньги направо и налево) подоспела: поток туристов из Китая в прошлом году вырос более чем на 21%. Их пока еще не слишком много: чуть более 211 тысяч, но они уже очень заметны (возможно, ввиду невеликости чешских городов). Меня всегда умиляет, когда братья–китайцы ходят по Карловым Варам в марлевых повязках. И это в городе, знаменитом своим сказочным воздухом (это вам я, человек 12 лет проживший в Пекине, ответственно говорю)! Едят традиционные карловарские оплатки (вафли), запивая их знаменитой карловарской минеральной водой. Откусил — из одного источника нацедил — выпил, немного прошелся, снова откусил — нацедил из другого — снова выпил. Это ничего, что, по правилам, делать это нужно по показаниям (вода–то ведь лечебная и активная), по назначению врача, в определенное время и в строго определенных количествах. Китайский турист еще до всего голоден (в хорошем смысле этого слова) — до впечатлений и нового опыта. Знакомый украинский бизнесмен из Пекина сказал, что там нынче новая мода: богатые китайцы повадились пить чешскую минеральную воду. Бутылка стоит 100 юаней (чуть более 16 долларов). Выдохните: они могут себе это позволить. Но далеко не все. Поэтому китайцы в Варах и прочих городах Чехии — желанные гости. Ждем, когда русских продавцов в бутиках сменят китайские. Это нормальный европейский тренд.

В общем, не будут здесь долго плакать по нашим туристам. Хотя нам хотелось бы думать, конечно, иначе.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 39 (24669). Суббота, 28 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter