Эксперты обрадовали: в этом году страна получит приток прямых иностранных инвестиций

Капиталы дальнего плавания

Экономика требует свежих денег. Но где взять? Государство старается рачительно расходовать бюджетные средства, банки предлагают все еще слишком высокие ставки, а фондовый рынок, несмотря на долгую историю, продолжает оставаться в зачаточном состоянии. Остается надежда на иностранные инвестиции, но и инвесторы не сильно торопятся осчастливить наши предприятия своими вложениями. Правда, эксперты говорят, что в 2017-м ситуация кардинально изменится: если бизнес будет сговорчивым, то зарубежный капитал может наконец-то направиться в нашу страну. Подробности, как это будет происходить, выяснил корреспондент «Р».


По данным Минэкономики, за 9 месяцев 2016 года в реальный сектор было привлечено 6,25 млрд долларов иностранных инвестиций. Из них прямые — 5,1 млрд. А прямые на чистой основе (без учета задолженности инвестору за товары, работы, услуги) во все регионы — около 1 млрд долларов. При этом в статистике учитывается привлечение средств банками, а не только предприятиями. Из этих денег 620 миллионов, то есть 60%, оказались в Минске.

Для экономики это, конечно, мало. В основном свежие ресурсы получили три отрасли: обрабатывающая промышленность, финансы и транспорт. Судя по статистике, 43% денег пришло из Евросоюза (в лидерах стран-доноров — Кипр, Литва, Нидерланды, Эстония, Австрия), почти 30% — из России.

О проблемах с инвестициями, оттоке из страны капитала писал в конце прошлого года в «Банковском вестнике» доктор экономических наук Кирилл Рудый. Бывший помощник Президента по экономическим вопросам, а ныне посол Беларуси в Китае констатировал, что с 2015 года прямые иностранные инвестиции уходят от нас по нескольким причинам. В их числе — падение платежеспособного спроса в стране, необходимость возврата иностранными инвесторами внешних займов, сокращение прибыли, высокий риск расторжения инвестиционных договоров и другие.

Но для восстановления экономического роста стране нужны серьезные ресурсы. «По оценке НИЭИ Минэкономики, для прироста ВВП за 2016—2020 годы на 10,1—15% (2—3% в год) необходимо за 5 лет привлечь 9,3—9,6 миллиарда долларов на чистой основе», — приводит данные известный экономист.

Обязательно ли ждать, пока к нам придут деньги из-за рубежа? Может быть, обойдемся внутренними ресурсами? Что ж, были и такие примеры в прошлом году.

Местные «богачи» в основном стремились укрупнить бизнес и усилить свое влияние. Так было в случае с покупкой владельцами оператора мобильной связи velcom интернет-провайдера «Атлант Телеком». Австрийская TelekomAustriaGroup приобрела компанию в ноябре 2016 года.


С той же целью в конце прошлого года владельцы Минского завода виноградных вин и сети «Евроопт» Сергей Литвин и Владимир Василько получили контроль над госпредприятием «Чашникский завод пищевых продуктов». Инвесторы внесли в уставный фонд нового акционерного общества 4 млн рублей.

Интересно, что некоторые белорусские бизнесмены вкладывались не в отечественные предприятия, а в зарубежные. Так, один из совладельцев дистрибьютора удобрений на белорусском рынке компании «Юрас Ойл» Дмитрий Лобяк купил 20% акций «Уралкалия». Предположительно эта доля обошлась бизнесмену в 1,6 миллиарда долларов.

Самой громкой (хотя и не самой дорогой) сделкой стала покупка компанией Facebook мобильного приложения MSQRD, которое позволяет снимать фото и видео с различными масками на лице пользователя. Создатели мобильного сервиса — белорусы Евгений Невгень и Сергей Гончар, а также россиянин Евгений Затепякин — предположительно получили 50 миллионов долларов. Можно считать, что эта продажа — тоже вложение средств белорусами, поскольку, помимо денег, разработчики получили акции Facebook.

Да, прошлый год с точки зрения количества сделок не особо урожайный. 

— Но интересно то, что сейчас много сделок находится в проработке, — отмечает директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов. — И я ожидаю, что в 2017 году они будут материализованы.


Нашим предприятиям нужна подпитка, поскольку собственный белорусский рынок капитала не удовлетворяет потребности — высокие ставки, короткие сроки кредитов, перекос в сторону валютных кредитов в то время, как выручка генерируется в рублях. 

— А других инструментов, кроме как банковские кредиты, в Беларуси, по сути, и нет. Фондовый рынок в зачаточном состоянии, — рассуждает Роман Осипов.

Правда, в 2015—2016 годах некоторые компании попытались привлечь средства через биржу. Свои облигации выпускали «Евроопт», «Алми», застройщик столичного комплекса «Титан», а также «Остров чистоты». Доходность физическим и юридическим лицам предлагали заманчивую — около 10% годовых в долларах. Но все-таки о крупных инвестициях в таких случаях говорить не приходится — только 5—   10 млн долларов удалось собрать по принципу «с миру по нитке».

— Поэтому более серьезные деньги придется искать за рубежом. А там сейчас готовность инвестировать в нашу страну существенно выросла, — заверяет Роман Осипов. — Это вызвано как политическим контекстом, так и подходящей экономической ситуацией, когда предприятия готовы обсуждать сделки на рыночных условиях. Раньше владельцы компаний слишком переоценивали свою собственность.

Эксперт не берется называть конкретные сделки, но открывает отрасли, в которых мы, скорее всего, увидим крупные инвестиционные сделки в      2017-м. Это сфера строительных материалов, производства продуктов питания, недвижимости, банковский сектор и сельское хозяйство.

Что касается банковской сферы, то здесь все достаточно определенно. Напомним, до октября 2017 года должна быть реализована сделка по продаже блок-пакета (25% плюс одна акция) акций Белинвестбанка. Покупатель тоже известен. Это Европейский банк реконструкции и развития. Кроме того, власти ждут западного покупателя на миноритарный пакет Беларусбанка (25% акций).

Увеличение капитала банков за счет этих сделок будет способствовать развитию экономики, поскольку они начнут выдавать более доступные кредиты и в большем количестве.

Так что в привлечении иностранных инвесторов множество плюсов. И сейчас как государственные, так и частные компании начинают это понимать. 

— Раньше предприятия предпочитали не привлекать инвесторов, а брать банковские кредиты. Их можно было получить быстро и легко. Не нужны были полугодовые переговоры, документация, трансформация отчетности, — говорит Роман Осипов.

Но в 2016 году, когда банки столкнулись с проблемной задолженностью и резко сократили объемы кредитования, бизнес окунулся в неприятную реальность: все, по сути, заложено в банке, и можно потерять свое дело в один момент. Теперь многие видят, что лучше отдать прямому инвестору часть своего бизнеса, чем лишиться всего, не рассчитавшись с долгами перед банком.

Ценность прямой инвестиции именно в том, что это деньги, которые вкладываются в уставный фонд предприятий, а не кредит, который придется потом отдавать. 

— Инвестор рискует своим собственным капиталом наравне с вами, он заинтересован в том, чтобы проект работал и приносил прибыль, — заверяет Роман Осипов. 

Он призывает привлекать инвесторов всеми силами: 

— Правильно формулировать и описывать проекты, искать, где есть доходность, и делиться ею ради сохранения бизнеса и развития экономики.

kuletski@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter