Капитал реальных дел

Политическая популярность и авторитет власти - понятия в чем-то близкие, но далеко не тождественные.
Политическая популярность и авторитет власти - понятия в чем-то близкие, но далеко не тождественные. Обладая определенным набором личностных качеств, первого можно добиться относительно малыми силами. Достаточно говорить народу то, что он желает слышать, давать массу красивых обещаний - и ты на коне. К высокому авторитету же идти гораздо сложнее. И вряд ли ошибусь, если стану утверждать, что главная его составляющая - способность власти не только сулить, но и исполнять данные народу обещания. В этом контексте последний рабочий день Президента в ушедшем году выглядит особенно примечательным. Александр Лукашенко принимал работу, которая без его непосредственного участия так и осталась бы несделанной.

Сегодня уже и не вспомнить того политика, который еще в 1991 году сделал широкий жест, пообещав жителям Костюковичей новую больницу. Однако время шло, а жители района, пострадавшего от чернобыльской аварии, имели возможность лишь созерцать унылое зрелище замороженного долгостроя и все больше укрепляться в мысли, что властям до их проблем нет никакого дела. Об этом, наболевшем, они и говорили Президенту во время его визита в город весной прошлого года. Тогда Александр Лукашенко сказал, что уже к Новому году больница примет первых пациентов. Хотя, как говорили люди, особого энтузиазма эти слова не вызвали. Более десятка лет щедрых обещаний не добавляют веры в то, что они когда-нибудь материализуются. Но наступило 31 декабря, и Президент лично вручил символический ключ от новой больницы ее главврачу.

Для небольшого городка это, безусловно, событие. А в контексте государственного развития его уместно расценивать как серьезный шаг к укреплению одного из важнейших приоритетов - здравоохранения. Власть убедительно доказывает, что здоровье нации - не пустые слова. Экономить на нем - недальновидно, а спекулировать - цинично и безнравственно.

А ведь именно чернобыльская тема в свое время стала стартовой площадкой для многих политиков. Помните, как в начале 90-х словно грибы после дождя плодились всевозможные фонды, другие общественные организации, провозглашавшие своей главной задачей заботу о пострадавших от аварии на ЧАЭС. Красивых слов было сказано немало, но из них, увы, не сложишь стены того же Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека, который в Гомеле строился с 1993 года. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, вновь потребовалось вмешательство Президента. Посетив центр в апреле, Александр Лукашенко поручил ввести в строй первую очередь к концу года. Итог - лечебно-диагностический корпус уже принимает первых пациентов.

Беларусь, конечно, не сверхбогатая страна. Решение серьезных задач требует немалого напряжения. Но не строить новые больницы, школы, поликлиники и прочие социальные объекты нельзя. Поэтому насущная задача нынешнего дня - рациональное использование имеющихся ресурсов. И как показывает практика, потенциал для этого достаточный. Стоимость строительства в Гомеле удалось сократить на 40 процентов без ущерба для качества. Чтобы не распылять чернобыльские деньги, Президент принял решение о переводе сюда всей науки, которая занимается разработкой постчернобыльских проблем.

Больница в Костюковичах будет обслуживать и жителей соседних районов. После полного завершения работ все это вполне реально. Президент поставил задачу к 1 апреля полностью доукомплектовать больницу и завершить ее благоустройство. В Гомеле стройка должна быть завершена к 7 ноября. И теперь уже никто не сомневается, что так и будет.

Кстати, проблему рационального использования средств наглядно иллюстрирует и еще одно предприятие, которое Президент посетил 31 декабря, - ЗАО "Компания минского оптового рынка". Под строительство мощного и современного предприятия в 1993 году была открыта кредитная линия Европейского банка реконструкции и развития. Надеялись, что уже через три года оно заработает на полную мощность, снабжая продуктами питания розничные торговые предприятия. При таком раскладе ЗАО без особого труда могло бы расплачиваться за кредит. Однако приехав сюда в октябре, Александр Лукашенко обнаружил, что делать это оно не в состоянии. Особой же остроты ситуации добавляло то, что возврат кредита гарантирован правительством. Другими словами, низкая платежеспособность рынка могла привести к тому, что бремя обязательств перед ЕБРР ляжет на государственный бюджет. То есть пришлось бы отдавать деньги, которые можно потратить на строительство тех же социальных объектов. Тогда Президент потребовал скорейшего наведения порядка - и за прошедшие три месяца ситуация на рынке изменилась в лучшую сторону. Он передан в коммунальную собственность Минску, здесь появилось значительно больше покупателей, полнее загружены склады, втрое увеличился оборот, а следовательно, выросла прибыль и появилась возможность самостоятельно рассчитываться по обязательствам. Согласно графику произведен очередной платеж Европейскому банку реконструкции и развития.

Кто-то может сказать, мол, не президентское дело заниматься каждой больницей или предприятием в отдельности. Некая доля истины в этом, может, и есть. Но упрек имеет смысл переадресовать руководителям, ответственным за строительство и эксплуатацию многих объектов. Увы, они еще далеко не всегда расторопны и в полной мере ответственны за свои действия. Власть же в своей работе демонстрирует логичную последовательность. Легко давать обещания. Несколько труднее принимать решения и распоряжения. И очень непросто контролировать и добиваться их неукоснительного исполнения. В этом, пожалуй, и состоит искусство управлять. Причем так, чтобы реальные дела стали обязательным продолжением слов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter