Капитал: на свободу с чистой совестью

Словосочетание не совсем понятное уже потому, что раньше само слово "амнистия" было известно как отпущение грехов уголовникам.
Словосочетание не совсем понятное уже потому, что раньше само слово "амнистия" было известно как отпущение грехов уголовникам. А в чем провинился капитал? И главное, в чем от его прощения выгода простому среднестатистическому белорусу?

Как и следовало ожидать, вопрос "прощенных" денег больше всего интересует вкладчиков лопнувших банков. Означает ли грядущая амнистия то, что сбережения, испарившиеся, скажем, в банке "БелБалтия", теперь могут спокойно вернуться и безнаказанно работать на тех, кто их прибрал к рукам? Пожалуй, это одно из наиболее распространенных заблуждений. Например, заместитель председателя Комитета государственного контроля Аркадий Саликов твердо убежден, что криминальные деньги не могут быть прощены ни в коем случае. Да и опыт разных стран в проведении амнистии капитала в большинстве случаев основан на том же принципе. Для отмывания преступных денег существуют иные частные схемы и конторы, организаторы которых не боятся Уголовного кодекса. Надо полагать, до поры до времени. На государственном же уровне все должно проходить законопослушно.

Понятно, что озвученная идея есть лишь руководство к действию. Очевидно, что она должна иметь под собой прочную законодательную основу. Какой ей быть? Вот лишь некоторые опорные точки всей системы. Создаются либеральные условия для вывода капитала из тени. Эти деньги нет необходимости декларировать. Но владелец средств должен отдавать себе отчет в том, что если он нажил состояние преступным путем, то от ответственности его никто не освобождает. То есть если со временем выяснится криминальное происхождение денег, то их хозяин будет отвечать по всей строгости закона.

В таком случае, какие же деньги тогда прячут? Ответ - неучтенные. Например, продал на рынке ботинки, получил наличные, а чек не выписал. Получилась этакая полузаконная сделка. И криминала огромного в ней нет, и нарушение налицо. А рубли один за другим уплывают от государственного ока и, как следствие, проходят мимо казны. Это самая примитивная схема работы серой, или как ее еще называют, теневой экономики. И она у нас достаточно развита.

Конечно, доподлинно подсчитать оборот серой экономики невозможно. Но ориентировочные прикидки есть. Аркадий Саликов, например, считает, что в тени крутится примерно от четверти до трети белорусского ВВП. Сомневаться в этом прогнозе не стоит. В России, например, при косвенном подсчете оборота теневиков получили цифру около половины ВВП. И это при более либеральном налоговом законодательстве и в целом более благоприятной общеэкономической среде для развития деловой активности.

Тем не менее надо отдавать себе отчет в том, что одной лишь амнистией беглые деньги в легальную экономику не заманишь. Она может стать лишь дополнительным стимулом. Ведь главное предназначение денег, "серые" они, "черные" или легальные - работать. Значит, из "тени" деньги нужно выманивать интересными инвестиционными проектами, более выгодными, чем операции в подполье. Но и здесь не все так просто. Чтобы деньги пошли на легальную работу, их хозяева хотят иметь внятные гарантии их сохранности - раз, неприкосновенности - два и возвратности - три. Чтобы не получилось так, что государство объявило амнистию, а потом, передумав, взяло да и отобрало все легализованное. И эти нормы также нуждаются в законодательном закреплении.

Нашим законодателям на пути к амнистии капитала должно быть несколько легче. На их вооружении не только достаточно богатый мировой опыт, но и примеры ближайших соседей. Наиболее яркий из них - казахстанский. Кстати, относительно удачный. Всего лишь 20 дней любой гражданин страны мог прийти в один из 19 банков - участников фонда гарантирования вкладов населения и положить на спецсчет без каких-либо документов ранее незадекларированные деньги. При этом вклад не облагался подоходным налогом. Впоследствии владелец денег был волен как угодно распорядиться легализованным капиталом: оставить в банке, перевести за рубеж, обналичить и т. д. И эта схема сработала.

Нужно отдать должное безупречной подготовке акции и точному расчету. Казахстанские власти рассчитывали на легализацию около полумиллиарда долларов. Окончательный итог был 480 миллионов.

Может ли наша страна рассчитывать на подобную сумму? Пока этот вопрос носит дискуссионный характер. Ответить на него хотя бы в первом приближении можно лишь тогда, когда будут сформулированы принципы амнистии капитала по-белорусски. Думается, это время уже не за горами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter