Москва предоставит Минску в будущем году до 2 миллиардов долларов кредита

Капитал, который работает на перспективу

Москва предоставит Минску в будущем году до 2 миллиардов долларов кредита

Один из основных итогов прошедшего в Москве заседания Высшего государственного Совета Союзного государства Беларуси и России: Москва предоставит Минску в будущем году до 2 миллиардов долларов кредита. Вольные комментаторы подхватили новость, не вникая в суть: Кремль спонсирует Беларусь. Оставим пока за скобками их досужие рассуждения. Для начала предлагаю вникнуть в содержание терминов.


Беларуси предоставляется кредит. Именно кредит, а не некая безвозмездная субсидия. Кредитование тоже имеет свою цену. Минск за него заплатит определенный процент. Невысокий. Разумный. Вот именно в этом и есть смысл партнерских отношений. Однако любая коммерческая операция должна быть взаимно выгодна. А кредитование в классическом смысле именно коммерческой операцией и является. Нацеленной на извлечение прибыли всеми участниками.


Фантазерам стоит спуститься на землю. Кремль прагматичен. Там считают деньги очень скрупулезно. И если решаются их куда–то вкладывать, то только в однозначно выгодные для себя, прибыльные и окупаемые проекты.


Предоставляя кредит Беларуси, Москва видит эффективность экономики страны в целом. Ее однозначную способность сделать из этих денег еще большие деньги. Так поступает любой банк, кредитуя своих клиентов. Главный критерий — платежеспособность заемщика. Только уровень в данном случае масштабнее, но критерии те же. Беларусь если и берет у кого–то в долг, то педантично его возвращает. Случаев иного поведения никогда не было.


Да, мы одалживаем деньги. Внешнее заимствование — обычная практика международных экономических отношений. Но надо обратить внимание на принципиальные моменты. В Евросоюзе при кризисе из страны в страну кочевали сотни миллиардов евро. Преимущественно в финансовом секторе. Запад в первую очередь спасал банки, а не поддерживал людей, которые создают реальный продукт на заводах и фабриках. Ирония судьбы в том, что банки поддерживались именно за счет этих людей. Из налоговых отчислений в бюджеты своих стран. В белорусско–российских отношениях мы видим совершенно иную картину.


Россия предоставляет кредитные ресурсы из Фонда национального благосостояния. Он формируется из нефтегазовых доходов федерального бюджета. То есть в кошельки своих граждан этот фонд не заглядывает. Важно правильно понять и название самого фонда — национального благосостояния. То есть деньги из него могут быть выделены только на то, что пойдет на пользу самой России.


В нашем случае ситуация прозрачна абсолютно. На что обратил внимание и Александр Лукашенко на прошедшем в Москве заседании ВГС. Кредиты будут стимулировать наш реальный сектор. Производителей, которые на две трети, а то и больше закупают сырье, комплектующие и материалы в России. И конечный товар делают в основном для ее рынка. Беларусь на пятой позиции среди всех российских торговых партнеров. На первой — в СНГ. По самому скромному подсчету, на обеспечение наших производств работают в Российской Федерации до десяти миллионов человек. А сколько людей получают доход от купленной в Беларуси продукции? Вот этого еще пока никто не считал. МАЗы, БелАЗы, наши тракторы, комбайны, автобусы, троллейбусы, дорожная техника и еще много других машин давно и очень успешно работают в России. За каждой закреплены специалисты, которые эксплуатируют технику, и те, кто ее обслуживает. Сколько таких работников получает заработную плату благодаря нашей продукции? Не счесть. И именно поэтому глобальный проект эффективной белорусской экономики чрезвычайно выгоден России. Вот здесь и нужно анализировать мотивы решения о ее финансовой поддержке. Чистый бизнес. Ничего личного...


Некоторые эксперты сегодня сопоставляют российские решения о кредитовании белорусской и украинской экономик. Общая их сумма весомая. Примерно пятая часть всего Фонда национального благосостояния России. Но, очевидно, что в обоих случаях речь идет о стимулах для эффективной работы объединенной экономики. От этого никуда не деться. По сырью, комплектующим, рынкам сбыта наши реальные секторы исторически связаны прочно. Альтернатив нет. Кредитуя партнеров, Россия оказывает поддержку себе. Кто с этим поспорит? В.Путин совсем не Санта Клаус с мешком гостинцев. Да и не это нужно Минску, а серьезное, лишенное коньюнктуры, взаимовыгодное сотрудничество, в т.ч. и по линии финансового сегмента. Солидная доля Фонда национального благосостояния может быть вложена только в однозначно перспективное дело.


А нервная реакция извне на такие решения совсем не удивляет. Не всем нравится то, что Россия в деле региональной интеграции от слов перешла к активным действиям. Однако это железная логика нынешнего исторического этапа. О чем предельно внятно говорит содержание прошедших в Москве саммитов. Хотя... Есть еще одна любопытная деталь. Сбережения Фонда национального благосостояния России вложены в том числе и в западные активы. Довольно остроумно профинансировать евразийский интеграционный проект, предъявив к оплате ценные бумаги тем, кому он, мягко говоря, не очень нравится.


Но что поделаешь. Здесь уже не только бизнес, но и большая политика. Однако опять же ничего личного.


Советская Белоруссия №244 (24380). Пятница, 27 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter