с 1 января 2015 года в стране заработают новые меры по стимулированию рождаемости и господдержке семей

Капитал дальнего плавания

Одна из самых обсуждаемых новостей уходящей недели — известие о том, что с 1 января 2015 года в стране заработают новые меры по стимулированию рождаемости и господдержке семей
Одна из самых обсуждаемых новостей уходящей недели — известие о том, что с 1 января 2015 года в стране заработают новые меры по стимулированию рождаемости и господдержке семей, воспитывающих детей. Теперь при рождении третьего и последующих детей на их счет в Беларусбанке будут начисляться 10.000 долларов США, так называемый семейный капитал. Право распоряжения этими деньгами наступит по истечении 18 лет с даты рождения ребенка. Кроме того, предусмотрено снижение ставки льготного кредита на строительство жилья для молодых семей с двумя несовершеннолетними детьми до 5%. Также будет происходить выплата ежемесячного пособия на детей в возрасте до 3 лет в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Право на него имеют семьи, где одновременно растут дети до 3 лет и от 3 до 18 лет. На все эти меры в бюджете следующего года уже запланированы средства в размере 1,8 трлн. рублей.



Авторы нашей полемической рубрики спорят не только о том, насколько существенна эта помощь молодым семьям. Один из журналистов «Спор–площадки» полагает, что рождение детей вообще не должно стимулироваться выплатами и льготами, а его оппонент, напротив, приветствует нововведения и аргументирует свою позицию. Кто еще выскажется «за» и «против»? Ждем ваших мнений на сайте www.sb.by.

Колыбельная из бюджета

Ты помнишь, Андрей, свою зарплату 20 лет назад? Вспоминаешь, что в эквиваленте она составляла примерно 25 долларов? А ведь мы умудрялись жить на нее целый месяц и даже покупать — страшно подумать! — дорогущее баночное пиво. Был такой атрибут красивой жизни, как и сигареты в твердых пачках. Поди сейчас проживи хотя бы неделю. А все потому, что тогда за 1 (один) доллар ты мог 20 (двадцать) раз проехать в троллейбусе или на метро. Еще доллар — и на целый месяц решен вопрос с поездками на работу и обратно. Теперь за эту же зеленую бумажку купишь только два талончика. Как ты понимаешь, я вспомнил это к тому, чтобы обосновать свой нехороший прогноз. Думаю, если темпы обесценивания американской валюты сохранятся, то еще через 18 — 20 лет, когда моему рожденному в следующем году ребенку (не дай бог, конечно) придет пора получать свои 10.000 — 14.000 долларов семейного капитала, он тоже сможет прокатиться за эти деньги на метро два, а то и три раза. Вот уж спасибо скажет... Если взять эталоном стоимость золота, то теперь за 1 доллар можно купить в 50 раз меньше этого металла, чем 40 лет назад. А завтра, может быть, вообще перестанет существовать такая денежная единица, замененная новой общемировой валютой. Вот если бы в день рождения третьего ребенка в банке появлялся его именной сейф, который можно вскрыть только к совершеннолетию, а в этой ячейке хранился бы необесцениваемый слиток... Тогда да, такой способ стимулирования рождаемости действительно можно признать весомым. А под очень отдаленную перспективу получения суммы, которая только сегодня считается крупной, детей у нас рожать не станут.

Другое дело — ощутимая помощь, которую семьи начнут получать уже с 2015 года. Выплата ежемесячного пособия на детей до 3 лет — это тот государственный расход, на который мне не жаль своих налогов. Снижение ставки по льготному кредиту на строительство или покупку жилья — тоже действенная, зримая, серьезная поддержка, которая будет оказана здесь и сейчас, а не спустя многие годы.

В общем, некоторые меры финансирования молодых семей я бы счел крайне положительными и на этом пожал тебе руку, завершая наш спор. Но проблема в том, что мне претит сама идея денежного пайка как мотива для деторождения. Я знаю, что это изобретение не нашей страны: сейчас каждое развитое государство пытается купить себе решение демографической проблемы. Такова особенность потребительской эпохи и примета времени в целом. Это и вызывает отторжение.

Продолжение рода — то, что всегда считалось необходимой потребностью человека, его обязательным физиологическим инстинктом, сегодня почему–то превращается в товар, за который молодые люди оживленно торгуются с государством! Ты вслушайся в эти невысказанные, но всеми подразумеваемые базарные требования. Не будет дополнительных квадратных метров — не стану рожать. Не дадите скидку — плевать мне на продолжение фамилии. Воспитаю ребенка, если будете паиньками в рассуждении аванса! Скоро пойдут рекламные объявления: «Увеличу собственную семью за достойное вознаграждение».

И не говори, что я утрирую. Все так и есть, если не стесняться называть вещи своими именами. А государство, идя навстречу этим меркантильным капризам, потакает не столько деторождению, сколько запредельному инфантилизму. Мы уже сейчас удивляемся, откуда вдруг появилось поколение, убежденное в том, что держава обязана решить за него все проблемы. Причем те, которые вообще–то всегда считались частными, личными, даже интимными. К обсуждению рождения еще одного члена семьи будущие молодые родители привлекали в лучшем случае дедушек и бабушек, но никак не министерства и ведомства. И я не припомню, Андрей, чтобы ты, отец троих детей, когда–нибудь требовал себе долю в госбюджете. Смею думать, ты шел навстречу своим человеческим потребностям, исходя из собственных же возможностей. Как и было испокон веков. А вот нас бы с тобой не было, если бы наши матери дожидались указов о семейном капитале или каких–нибудь новых льгот.

Мы привыкли считать, что рождение детей — это «вершина любви и чудо великое», как звучало в одной советской песне. А сейчас оказывается, что это банальный вопрос жилплощади и дензнаков. Такое низведение священного таинства приводит, кроме уже перечисленных минусов, к еще двум неприятным моментам. Во–первых, тех людей, которые становятся многодетными по велению души и ради семейного счастья, начнут подозревать не в чадолюбии, а в меркантилизме. Станут шептаться: дескать, ради лишнего квадратного метра ребенка–то завели... Не думаю, что им будет приятно. Во–вторых, сильно опасаюсь, что новые меры по поддержке семьи вызовут нехорошее поветрие: обзаводиться детьми начнут те молодые люди, которые просто не понимают, какой это труд и ответственность. Ход их мыслей я тебе подскажу: мол, если не справимся — не беда, государство снова поможет, сменит подгузники, вставит соску и споет колыбельную.


Забота в эквиваленте

Похоже, кое–кто страдает от аллергии на хорошие новости. Читаю интернет–комментарии по поводу дополнительных мер государственной поддержки семей и диву даюсь.

Одни из всезнаек уже чуть ли не ценники на всех деток 2015 года рождения вешать спешат. Другие диванные разоблачители театрально вопиют «Не верю!». Иные же «провидцы» подозревают будущих родителей в меркантильности: «Третьего ребенка на 2015–й запланировали? Ну–ну... Все с вами ясно...»

Просматриваешь форумы, где упражняются в словоблудии хронические нигилисты, и такое ощущение, что 10.000 долларов родителям не начисляют, а... отнимают у бедолаг. «Подачка», «призрачные деньги», «популистский ход», «абяцанкi», «фикция с цифрами», «мертворожденный закон»... Вот она — реакция записных нытиков! Хочется сказать вечным пессимистам вслед за одним участником разгоревшейся дискуссии: «Всем недовольным и «гордым» предлагаю отказаться от семейного капитала!»

Вот ты, дружище, наговорил много красивых слов, вспомнил о морали и нравственности, родительской любви и тепле домашнего очага, ценностях, которые никакими суммами не измеришь. Слушал я тебя, а потом вспомнил о нескольких своих бывших начальниках. Они любили рассуждать о профессиональном долге, творческом подходе, призывать к работе по 25 часов в сутки 370 дней в году. Но вот в дни зарплаты нередко были молчаливы, с подчиненными старались не общаться, а на вопрос о деньгах обиженно вскидывали брови: «Все пущены в наше общее дело! Да разве в деньгах смысл проекта? В сверхидее, в результате!»

В общем, эти грустные разговоры энтузиазма не добавляли, как, впрочем, и результата. А перспективы и вовсе затуманивались. Потому и тревожно мне, что ты, Роман, подобно тем моим боссам, начинаешь впадать в демагогию.

Согласен с тобой в одном: воспитание детей не каждому по плечу. Это настоящая работа, и она тяжелее многих других! Необходимы и настоящее мужество, и самоотречение, чтобы за нее взяться во второй, третий раз, чтобы тянуть родительскую лямку вновь и вновь, уже избавившись от юношеских иллюзий, оказавшись в разных стрессовых ситуациях и не раз испытав отчаяние. Многодетные семьи действительно заслуживают гораздо большего внимания. Причем не только моральной поддержки, но и материальной. Так что начисление семейного капитала — ясный и деятельный сигнал от власти, которая планомерно выполняет обещания, решительно переходит от слов к конкретным делам.

И ладно бы мы с тобой обсуждали сегодня только семейный капитал, перспективы его дальнейшей обналички и прочие нюансы. Однако, Указ Президента № 572 — не «брошенная кость», а один из очередных шагов социальной поддержки. В этом же ряду, как ты уже подметил, и другое нововведение — «двойное пособие» для семей с двумя и более детьми в возрасте от 3 до 18 лет. Неужели кто–то видит подвох и обман в том, что находящиеся в декрете мамы будут получать гораздо больше?

Неужели можно подумать, что, ознакомившись с внушительными цифрами госпомощи, тысячи отцов и матерей бросятся, словно на конвейере, «строгать» детей, чтобы получить некий «навар»? Да, фантазеры, даже не знающие, с какой стороны к кроватке младенца подойти, еще не то выдумают! А люди с жизненным опытом, поставившие на ноги уже не одного ребенка и преисполненные сил и желания продолжать потомство, наверняка ощутили на себе внимание, почувствовали заботу. Не просто ободряющие слова услышали, а перспективу увидели.

Стимулируют ли семейный капитал, новые пособия рост рождаемости, исправят ли демографическую ситуацию? В поисках взвешенных, авторитетных, а не истеричных высказываний ворошу ленты информагентств...

«Введение семейного капитала — реальная помощь благополучным семьям, — такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома Александр Христофоров. — Новые меры, предусмотренные указом Президента, позволят вселить в родителей уверенность в экономической стабильности и в том, что у них и их детей есть определенная «подушка безопасности».

А вот взгляд новополочанки Татьяны Никанчук, многодетная семья которой стала победителем республиканского конкурса «Семья года — 2014»: «Я уверена, что указ о семейном капитале будет очень эффективным для роста рождаемости. Родить ведь можно и троих, и четверых, и больше, но их нужно не только одеть–обуть, но и воспитать, дать образование. Многие родители чувствуют неуверенность в будущем и не рискуют идти на такой важный шаг из–за финансовых вопросов. По сути, указ прямо влияет на главную причину, почему семьи не решаются быть многодетными. Ведь далеко не все могут успешно совмещать, например, бизнес и заботу о большой семье. А на рядовую зарплату сделать так, чтобы все твои дети не чувствовали себя обделенными, трудно».

В точку сказано! Но лишний раз акцентирую для скептиков: в решении проблем многодетных семей, роста рождаемости точка с введением семейного капитала не поставлена. Скорее, запятая.


Советская Белоруссия №238 (24619). Суббота, 13 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter