15 февраля православные верующие отмечают большой праздник — Сретение Господне

Капельки надежды

15 февраля православные верующие отмечают большой праздник — Сретение Господне. А чуть раньше, 10 февраля, в календаре стоит день памяти преподобного Ефрема Сирина. На восточных белорусских территориях в народной традиции бытовало также определение: «Ефрем — сверчковый заступник».


У нас сверчков называли «цвiркуны», когда эти насекомые издавали свои характерные звуки, говорили: они «цвiркаюць». Живущего в доме сверчка не только не изгоняли, а, наоборот, прикармливали и тем самым задабривали, потому что считали «родней» домовому, который следит за порядком во всем хозяйстве и в жилых помещениях, помогает в различных бытовых делах. Сверчок, в свою очередь, также обеспечивает достаток и хороший климат в доме, не терпит выпивох и лодырей, ссор и брани, но любит, чтобы его почитали, хвалили и благодарили за помощь. В народе верили, что сверчок переселяется в новый дом раньше самого хозяина. Нехорошей приметой считалось, когда сверчок «показывался», т.е. начинал летать по дому — так он предупреждал людей о грозящей опасности. В сказках, песнях, загадках и поговорках сверчок часто выступал положительным, веселым и добрым персонажем.

10 февраля наблюдали за погодой: ветер предвещал сырое и холодное лето.

13 февраля молились святителю Никите, чтобы тот защитил от пожаров. Особенно опасными считали возгорания, возникшие от попадания молнии: они трудно поддавались тушению, поэтому воспринимались карой небесной за нарушение каких–либо ритуальных и морально–этических норм.
14 февраля, на Трифона, незамужние молодые девушки обращались к святому с просьбой послать им хороших женихов. Звездное небо в этот день воспринимали как знак, что зима отступит не скоро и потому весна будет поздняя.

15 февраля — Сретение Господне. В этот день произошла встреча в Иерусалимском храме праведного старца Симеона с Иисусом Христом. Когда–то Дух Святой оповестил, что старец не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя, рожденного Девой Марией. И вот, дожив до глубоких седин, Симеон дождался судьбоносного момента.

Один из главных атрибутов праздника — свеча, у нас ее называют «громничной». Раньше практически в каждой семье эти свечи изготавливали из своего воска. По размерам они отличались от обычных и были в длину не менее 20 сантиметров. Несли такие свечи в храм обернутыми белой холстиной, спрятав от посторонних глаз на груди под верхней одеждой. Так же бережно возвращали домой. Громничные свечи никому не одалживали, прятали в доме за иконами и зажигали при проведении важных семейных и хозяйственных обрядов. Стекавшие капельки воска, после того как они застыли, обламывали, собирали и использовали в качестве оберега. Иногда из такого воска символически вылепливали ту часть тела человека, которая нуждалась в лечении, и полученный амулет также всегда носили при себе. Еще добавляли в воск лекарственные травы, поджигали смесь и окуривали этим дымом самих себя и домашних животных при различных недугах.

На Сретение внимательно наблюдали за погодой: метель предвещала позднюю и холодную весну, оттепель — весну раннюю и теплую, но проблемы с урожаем: «Калi на Грамнiцы адлiга, то ўражаю будзе хвiга».

Советская Белоруссия № 23 (24653). Пятница, 6 февраля 2015 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter