Читают ли наши дети?

Каникулы с классиками

Читают ли наши дети? Ходят ли они в библиотеки? Книга – по-прежнему лучший подарок?
Еще каких-то две недели, и о каникулах останутся лишь воспоминания. «Что вы прочитали за лето?» — спросит учительница литературы, и ребятня начнет перебирать в памяти творения Пушкина, Богдановича и других классиков. Ведь список литературы на лето никто не отменял. Но читают ли наши дети? Ходят ли они в библиотеки? Книга – по-прежнему лучший подарок?


Внеклассное  чтение

Не знаете, чем занять ребенка летом, пока вы на работе? Заданная на каникулы литература им не прочитана? Давайте познакомим детей с Центральной детской библиотекой им. Н. Островского, где они могут окунуться в мир книг в интереснейшей обстановке. Здесь на интерактивной выставке в компании сказочного Карлсона, «прилетевшего» из стокгольмского Юнибаккена — музея сказок, можно читать в уютных домиках фрекен Бок или Малыша. Посмотрим, что предпочитают читать дети в городских библиотеках летом.



Бегать позволительно, разумный шум допускается — библиотека им. Н. Островского в Московском районе Минска выбивается из традиционного понятия «читальни». Ни один сотрудник не приложит палец к губам — и все это знают. Каждый будний день сюда приходят дети из школьных летних лагерей — до 6 отрядов, в каждом из которых по 10—25 ребят. Кстати, летом количество посетителей только увеличивается — здесь принимают по 400 человек в день. Всего же в библиотеке 18 тысяч читателей. Так почему же в летние дни сюда стекается такое количество людей? А вот почему: книги на любой вкус — от классики до беллетристики, зал иностранной литературы на английском, немецком и других языках, мультимедийный зал, наличие настольных игр и бесплатный Wi-Fi. В библиотеке мамы и папы даже могут вслух почитать всем присутствующим ребятам сказки!



— Наши маленькие посетители также могут встретиться с именитыми детскими писателями, редакторами журналов, мультипликаторами, режиссерами и напрямую задать интересующие их вопросы, поделиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, — проводит экскурсию по библиотеке Ольга Микулич, заведующая отделом обслуживания. — С презентациями приезжают и зарубежные авторы, книги которых переведены на белорусский язык. Например, шведские писатели Эва Суса, Ульф Нильсон и другие.

В этом году на базе Центральной детской библиотеки проходил Фестиваль детского чтения, гостями которого стали лучшие читающие семьи Минска и белорусские авторы, выбранные ребятами. В число лучших попали Мария Бершадская — книга «Большая маленькая девочка», Наталья Бучинская — «Незабыўныя сустрэчы з авечкай Адэляй, або Adeljastar@tut.by», Ольга Гапеева — «Сумны суп», Алесь Карлюкевич — «Прыгоды Шубуршуна» и Екатерина Ходасевич-Лисовая — «Касмічная адысея хлопчыка Стасіка». Автором этого года стал Валерий Кастрючин.



А в прошлом году библиотека отметила почетными грамотами 20 своих лучших читателей. В номинации «Самый разносторонний читатель» была награждена 11-летняя Полина Готовко, с которой мы вместе выбрали ей книги:

— У меня нет любимых произведений, я все люблю читать. Вообще без этого не могу, — говорит Полина, которая хочет стать библиотекарем. — Для двухлетней сестренки, которой читаю, я брала «Королеву без королевства» Юли Лемеш, а сейчас возьму ей энциклопедию про животных. Для себя в прошлый раз брала книгу в жанре фэнтези, а сегодня… — задумчиво смотрит на полки Полина, — возьму детектив «Дело о танцующей статуе» Натальи Кузнецовой.

Кстати, библиотекари выделяют три жанра, которые пользуются у ребят спросом: фэнтези, детективы и романы для девочек. Вот, кстати, 15-летние подруги Вика и Лиза выбирают себе книги:

— Школьная программа не так интересна, как, например, романы и детективы, — говорит Вика, которая выбирает книгу и маме. — Вот я себе возьму Дэна Брауна «Утраченный символ».

А восьмилетняя Юля Малиновская хвалит книгу «Веселая переменка: сборник рассказов». Говорит, что смеялась, когда читала: «Я люблю веселые книги, но хочу прочитать фантастические, потому что у меня сны всегда сказочные». А тем временем у соседнего стенда встречаю четвероклассницу Дашу Бородич, предпочитающую детские детективы, но вместе с мамой она пришла за книгой «Путешествия Гулливера» — скоро сентябрь и нужно успеть прочитать школьное задание на лето. А вот студентка 4-го курса БГУ Екатерина Ждановская выбирает себе что-небудь из зарубежной литературы. Говорит, что книги нынче ей не по карману, поэтому обращается в библиотеку.

Здесь много и родителей с детьми. Многие из них выбирают детворе на свой вкус литературу. Наталья Лобович регулярно приходит сюда с дочкой Аней, которая идет во второй класс. Старшей 14-летней дочери она берет книги на английском языке.

— Вот пришли за белорусской литературой. Школьные книги на каникулы давно прочитали, сейчас берем для души, — выбирая народные сказки, рассказывает Наталья Лобович. — Аня читает по 96 слов в минуту, а это самый высокий показатель в классе. Она сама говорит: «Мам, пойдем в библиотеку».

Между стеллажей бегает и самый маленький читатель, которому всего полтора года. Его мама Людмила старшего сына привела в библиотеку в 2 года, сейчас ему уже 6. Он мечтает стать изобретателем, так что энциклопедии техники и авиации среди других книг в приоритете. А вот младшенького пока просто знакомят с обстановкой.

Заведующая сектором младшего абонемента Ольга Красилевич отмечает, что родители начали активнее брать литературу на белорусском языке. Связано это с успеваемостью в школе. Часто сотрудники библиотеки слышат жалобы, что дети английский лучше знают, чем родной язык.  

Вот, кстати, пятиклассник Матвей Якубовский пришел в библиотеку с мамой за последними непрочитанными авторами из списка литературы: Короткевич, Колас и Лыньков. Встретился мне и Илья Шумаев. Он прекрасно разговаривает на белорусском языке. Этого семиклассника здесь знают все библиотекари — частый гость. Конечно, приходит за литературой, но иногда приводит его сюда забывчивость — часто оставляет ключи от квартиры дома, поэтому идет в библиотеку, где и ждет родителей. Сегодня он берет «Дажыць да свiтання» и «Альпійскую баладу» Василя Быкова.

— Мой любимый автор — Максим Богданович. Я даже состою в кружке, посвященном его творчеству, — гордо говорит Илья — Но читаю всю белорусскую литературу. Я посчитал, что у меня дома 126 книг на белорусском языке. Очень горжусь своим родным языком, и мне нравятся все наши авторы.

alinakasel@gmail.com

Фото автора


Казачніца  Кацярына

Адным з першых пытанняў, якое настаўнікі зададуць пасля канікул дзецям, будзе «Што вы прачыталі летам?». Педагог амаль з дваццацігадовым стажам Кацярына Хадасевіч-Лісавая таксама звернецца да сваіх маленькіх вучняў. Не выключана, што сярод іншых аўтараў яна пачуе і сваё прозвішча, тым больш што не так даўно выйшла яе чарговая кніжка «Казкі сіняй падушкі». Што чытаюць сённяшнія дзеці, як часта бяруць у рукі кніжкі і што рабіць, каб яны захапляліся літаратурай? На гэтыя пытанні мы шукаем адказ разам з пісьменніцай і настаўніцай пачатковых класаў Кацярынай ХАДАСЕВІЧ-ЛІСАВАЙ.



— Кацярына, у вас вялікі выкладчыцкі стаж, а кнігі вашы пачалі выходзіць дзесяць гадоў таму. Вырашылі пачаць пісаць, бо зразумелі, што дзецям не хапае адмысловай літаратуры?

— Пачала пісаць, яшчэ калі не выкладала. Друкавалася нават у час вучобы ў педагагічным каледжы. Што датычыць маёй схільнасці да дзіцячай літаратуры, то гэта зусім не дзіўна. У мяне ёсць малодшая сястра, пляменнік, словам, заўсёды мела аўдыторыю, якой трэба было расказваць казкі, нешта выдумляць. Потым нарадзіўся сынуля Стасік, і я стала літаратурна апрацоўваць свае думкі. А калі пачала ўжо працаваць у школе, у мяне з’явіліся апавяданні, героямі якіх сталі мае вучні. Часам здараліся такія сітуацыі, што іх нельга было пакінуць без увагі, не перакласці на паперу. Вось прыклад. Прыйшла да мяне маці аднаго з вучняў і расказала, што ў яе быў грып, высокая тэмпература, яна не магла падняцца з ложка, таму папрасіла сына, каб ён схадзіў на базар і купіў якой-небудзь гатовай ежы. Ён прынёс бананы, апельсіны, сок, а апошнія грошы аддаў на рака, дакладней, на рачыху Анжэлу, бо нейкія людзі сказалі, калі ён яе не купіць, то яны яе заб’юць. Маці была ўзрушана, бо, акрамя фруктаў, не было чаго есці. Але сын яе супакоіў: «Я дарослы! Зараз абяру бульбу і накармлю цябе з сястрой. А рачыху я павінен быў выратаваць ад смерці!» Вядома ж, праз некалькі дзён жывёліна памерла, хлопчык пахаваў яе, як лепшага сябра. Мяне так уразіла гэтая гісторыя, і я напісала апавяданне «Як Ваня гаспадарыў», праўда, фінал у мяне быў не такі сумны, як на самай справе.

— Гэта значыць, што героі вашых кніг маюць рэальных прататыпаў?

— Так, бывае, што вучні сапраўды становяцца маімі героямі. Хаця часцей я пра іх пішу вершыкі. Напрыклад, адзін з іх называецца «Балаболкі». Калі робіш заўвагі звычайнымі словамі, часам гэта на дзяцей ужо не ўздзейнічае. Тады пачынаю чытаць рыфмаваныя радкі, і дзеці сціхаюць. Яны, бывае, пытаюцца: «А як гэта ў вас атрымліваецца сачыняць?» Я заўсёды гавару, што, каб пісаць чароўныя казкі, самой трэба стаць крыху чараўніцай. Ведаеце, калі ім так кажу, то сама ў гэта веру.

— У некаторых вашых творах галоўнага героя завуць, як і вашага сына, Стасік…

— Калі герой бегае побач, чаму б гэтым не скарыстацца? Праўда, некаторыя рысы характару або захапленні магу змяніць, прыдумаць іншыя. Але калі галоўны герой у маёй кнізе хлопчык, то гэта зусім не значыць, што яна не для дзяўчынак. Імкнуся ствараць кнігі так, каб яны былі цікавыя ўсім дзецям, прычым розных узростаў.

— Адкажыце мне як настаўніца: сучасныя дзеці чытаюць?

— Так, не магу сказаць, што гэта робяць усе і з вялікім задавальненнем. Але я не згодна з тым, што сучасныя школьнікі наогул не цікавяцца літаратурай. Проста перад дзецьмі трэба адкрыць гэты чароўны, незвычайны свет кнігі, які дорыць самыя незвычайныя прыгоды. У першую чаргу ўсё залежыць ад бацькоў, гэта я вам не як настаўніца, а як мама кажу. Яны павінны прывучаць дзіця з самага немаўляцкага ўзросту, не ленавацца чытаць малым услых. А потым і дзеці захочуць самі ўзяць кнігу ў рукі. Шчаслівая ад таго, што для свайго сына Станіслава я гэты свет адкрыла. Ён чытае шмат. Ды і дзеці, якіх я вучыла, таксама захапляліся літаратурай. Магчыма, яны не сядзелі з кнігай у руках ад ранку да вечара. Але я заўсёды паўтарала, што гэта ім у жыцці дакладна не нашкодзіць.

— Пагаджуся, што ёсць дзеці, якія шмат чытаюць, але не па-беларуску. Чаму вы абралі менавіта родную мову?

— Мне з самага дзяцінства кнігі чытала бабуля. Яна заўсёды адбірала кніжкі на беларускай мове. Якіх у нас толькі не было, нават кіргізскія народныя казкі! У падсвядомасці ў мяне адклалася, што лепшыя кнігі – беларускамоўныя. Па-руску я ніколі і не пісала. Хіба што нейкія выданні адмыслова заказвалі ў мяне такія тэксты, тады я перакладала іх. Цікава, што працую я ў рускамоўнай школе, і ўсе ў маім асяродку размаўляюць на гэтай мове. Але калі хачу што-небудзь напісаць, то думкі з’яўляюцца выключна па-беларуску.

Трэба, каб дзеці больш чыталі па-беларуску, гэта я як настаўніца кажу. На жаль, сёння яна для некаторых як замежная. Таму беларускамоўная літаратура – гэта добры спосаб выправіць такое становішча. Ведаю, што зараз нават мультфільмы перакладаюцца на нашу родную мову, гэта таксама выдатная ідэя, каб пазнаёміць з ёй дзяцей.

— Зараз шмат аўтараў, якія кніжкі раіце чытаць?

— Самыя розныя, і ў першую чаргу школьную праграму. У нас дома ёсць бібліятэчка з аўтографамі, якія спецыяльна для майго юнага чытача пакідаюць мае калегі. Але мы часта ходзім і ў звычайныя бібліятэкі. Напрыклад, нядаўна вырашылі перачытаць кнігу Раісы Баравіковай пра міжпланетнага пажарнага, а таксама ўзялі кнігу Віктара Гардзея «Мудры воран». Сын зачытваўся творамі Януша Корчака, раю бацькам звярнуць увагу на гэтага аўтара. Галоўнае, не баяцца адкрываць для сябе новыя імёны. Убачылі ў бібліятэцы ці ў кнігарні незнаёмага аўтара, вазьміце і пазнаёмцеся. Сёння ў нас шмат цудоўных дзіцячых пісьменнікаў.

— Што скажаце пра школьную праграму па літаратуры?

— Упэўнена, што праз некаторы час яе трэба пераглядаць. Не заклікаю выключыць усё, што было раней: класіка – гэта творы на стагоддзі. Але неабходна ўводзіць новыя, сучасныя. Колькі цудоўных казак у Алены Масла, выдатныя творы ў Наталлі Бучынскай, Таццяны Сівец, Алеся Карлюкевіча, Міхася Пазнякова і іншых! Прозвішчы можна пералічваць вельмі доўга. Шмат разоў чула, як дзеці скардзяцца на нецікавыя творы, бо яны не сучасныя.

— А вам не здаецца, што дзіцячых пісьменнікаў зараз зашмат і яны працуюць не столькі для малых, колькі для сябе? Раней для малодшага ўзросту хапала Барто, Чукоўскага і Міхалкова.

— Добрай літаратуры шмат не бывае. Я за тое, каб у дзяцей быў выбар: што чытаць? Адным падабаецца адно, другім – іншае. Больш таго, не аднойчы чула нараканні бібліятэкараў, што ў нас мала беларускай літаратуры. На шчасце, ёсць дзеці, якія літаральна «праглытваюць» кніжкі адну за другой. Таму ўпэўнена, што пакуль рана гаварыць пра вялікую колькасць пісьменнікаў.

— Не было думак пераключыцца на жаночую літаратуру? Яна больш запатрабаваная, маглі б і якую капейку зарабіць...

— У мяне ёсць апавяданні такога кшталту. Яны друкаваліся ў перыёдыцы і выходзілі ў серыі «Вера. Надзея. Любоў». Часам я сапраўды звяртаюся да гэтай тэмы. Але думак пра напісанне любоўных раманаў няма. Пакуль я – казачніца.

stepuro@rambler.ru


ЦИФРА

В первом полугодии 2015 года в стране издано 5272 наименования книг общим тиражом 10,51 миллиона экземпляров, в том числе для детей и юношества — 244 наименования тиражом один миллион экземпляров, учебной и учебно-методической литературы для дошкольников и учащихся общеобразовательных школ — 730 наименований тиражом 5,9 миллиона экземпляров. Публичными библиотеками и библиотеками учреждений образования напрямую в издательствах за этот период приобретено 59 284 экземпляра на сумму 3902,67 миллиона рублей.

Задание  на  лето

Во время школьных каникул дети не только развлекаются, но и читают заданную на лето литературу. Или не читают? Какой пример показывают им родители? Мы решили спросить у старшего поколения, а что они прочитали этим летом?

Вадим САВИН, радиоведущий и шоумен:

— Спасибо родителям, что правильно воспитали, — я очень люблю читать! А лето для этого полезного и приятного дела — самое подходящее время. Я, можно сказать, в один присест, на одном дыхании прочел инструкции к мороженице и кондиционеру. Нашел время дочитать и цикл книг «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Потом втихаря, пока никто не видел, «проглотил» «50 оттенков серого». Не подумайте дурного: все чисто в исследовательских целях. А дальше с большим удовольствием прочел две новые книги Сергея Лукьяненко из серии «Дозоры» — люблю такое. Сейчас наслаждаюсь «11-22-63» Стивена Кинга — это хит. Говорят, эту книгу собираются экранизировать.

Виолетта РЫЧАГО, шеф-редактор журнала:

— Этим летом меня захватил целиком и полностью первобытный страх, созданный произведениями Говарда Лавкрафта. Если бы мне задавали его для летнего чтения, была бы счастлива. Второй автор — Мартин Хайдеггер. Человек, который дал мне его книгу  «Что такое метафизика?», надо мной посмеивался и иронично качал головой. Но, как ни странно, с этим автором я нашла взаимопонимание. Вообще книги я нахожу сама: в книжных магазинах или в интернете. Читаю везде: в транспорте, на работе, прогулке. Могу в день осилить страницу, а иногда и сразу половину романа.

Георгий ВИТКОВСКИЙ, инженер-проектировщик:

— Я перечитал роман «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Это одно из немногих произведений, в котором главные действующие лица — активные творческие инженеры, то есть настоящие предприниматели с правильной системой ценностей. Вот сейчас начал читать «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Кстати, этим летом я стал молодым специалистом, поэтому также зачитываюсь профессиональной литературой.

Татьяна ЛАПОТЕНТОВА, химик:

— Всегда читаю в транспорте. Лето для этого дела не исключение. Нынче в сумочке «Противостояние» Стивена Кинга. На данный момент прочитана треть этой увлекательной книги о гибели цивилизации в результате «человеческого фактора». Масштабно, глубоко, язык изложения великолепен, сюжет захватывает. Недавно прочитала «Бегущий за ветром» афганского писателя Халеда Хоссейни. Почти всю ее проплакала. Именно после нее я заинтересовалась историей Афганистана, его традициями, природой. Почему? После прочтения мне были непонятны некоторые исторические события этой страны, поэтому решила узнать о ней больше.

Серафим БАШКИРОВ, студент 1-го курса Минской духовной семинарии:

— В первый летний месяц я читал литературу для диплома — оканчивал Академию музыки. Мое исследование было посвящено работе дирижера над текстами всенощного бдения, поэтому все книги были богословского содержания. Уже в июле я начал подготовку к поступлению в Минскую духовную семинарию. Знакомился с литературой для устного экзамена по Библейской истории Ветхого и Нового завета, катехизису, церковной истории. Так что этим летом я читал, чтобы окончить один вуз и поступить в другой. Не скажу, что вся эта литература была направлена только на повышение моего образования, — она, безусловно, была и для удовольствия.


Полезть за  знаниями в  карман  

Могли ли наши мамы еще лет 20—30 назад предположить, что настанет тот день, когда учить и развивать детей за деньги до того, как они пойдут в школу, станет не просто модно, но и необходимо? Количество центров раннего развития сегодня зашкаливает. Программа в них — на любой вкус, кошелек и возраст. Хочешь — отдавай чадо учить английский с одного года, хочешь — в изобразительную студию с полутора лет. Попытаемся разобраться, так ли нужно растить с малого возраста маленьких гениев и в какую сумму выльется погоня за знаниями.



Скажу сразу: вопрос этот знаком мне не понаслышке. Дочка с 3,5 года отходила в развивающий центр год. Накануне нового учебного года передо мной стоит дилемма — оставить ребенка в покое и не нагружать лишними занятиями или продолжать обучение чтению, математике и английскому. Иногда я склоняюсь к первому варианту, тем более что ежедневные «уроки» в непринужденной форме мы проводим дома. Но когда заведующая детским садом в открытую заявила родителям, что она вовсе не обязана учить детей и готовить к школе, возникли сомнения. Как показывает практика, учителя сегодня не любят первоклашек, не умеющих читать и писать. Потому и мечутся бедные родители, решая, инвестировать ли в учебу с малых лет или пустить все на самотек.

Для тех, кто все же не сомневается в необходимости раннего развития, спешу сообщить: мест в центрах хватит всем. Сегодня только в Минске работает более сотни частных учреждений, оказывающих образовательные услуги дошкольникам. Все больше открывается их и в регионах. Спросите, почему? Таковы условия времени и… моды. Специфика обучающих центров самая разнообразная: от спортивных, хореографических, театральных студий до углубленного изучения иностранного, развивающих занятий и экспресс-подготовки к школе. Цены также варьируются. Некоторые центры с радостью предоставят пробное занятие бесплатно. Другие за разовое посещение возьмут оплату: в Минске цена занятия (45—90 минут) стоит 90—170 тысяч рублей. В областях эта цифра ниже — 30—80 тысяч. Гораздо дешевле обойдется абонемент.

Среднестатистическая стоимость 1 месяца (8 занятий) в Минске держится на уровне 560—600 тысяч рублей. А вот в Бресте или Гродно, например, родители заплатят около 400 тысяч. Самые высокие цены, как правило, у тех учреждений, которые называют себя международными образовательными центрами и делают ставку на изучение иностранного языка.

Так, посещение билингвального класса в столице в одной из подобных школ для ребенка 3—6 лет потянет на 4 миллиона рублей в месяц. Эту сумму придется выложить за 8 занятий по

4 часа. Те же восемь посещений (по 60 минут) в месяц на занятия по системе Монтессори обойдутся почти в 1,3 миллиона рублей. А если в учреждении рекламируют курс по подготовке к школе и дополнительно уделяют внимание английскому языку, раскошелиться придется на 800 тысяч в месяц. И, несмотря на столь немалые суммы, желающих записаться обычно достаточно.

Заведующая сектором отдела интеллектуального творчества Минского государственного Дворца детей и молодежи Наталья Дементей рассказывает:

— Мы постоянно анализируем рынок и видим: количество подготовительных центров и курсов к школе растет постоянно, конкуренция увеличивается. Почему так происходит? Потому что родители очень нацелены на образование. К нам начинают звонить, как только родили ребенка. Причем требования по возрасту с каждым годом «молодеют»: если раньше в основном искали что-то для детей 4—5 лет, то сегодня требуются обучающие занятия для совсем маленьких. Но здесь есть такой нюанс: родители слабо понимают, что в первую очередь детей нужно развивать, а не просто учить. Образовательный момент сегодня вышел на первое место, а это не совсем правильно.

Для того чтобы родители четко понимали и представляли, что необходимо ребенку, во дворце с ними проводят скрупулезную работу психологи и педагоги заведения, чтобы у пап и мам в голове отложилось: развитие — первично. А потом уже образование и учеба. В более чем сотне кружков, которые здесь открыты для детей, используют все современные педагогические наработки, уделяя огромное внимание психологическому сопровождению. А математика, спросите? Научат и математике. По словам Натальи Дементей, та же хореография учит счету и логике.

Директор центра детского развития «Апельсин» (Брест) Ольга Горустович также обращает внимание: у родителей сегодня очень размытое представление о развитии и обучении. Для маленького человека важнее научиться играть, быть внимательным, уметь анализировать, размышлять, сравнивать. У некоторых же пап и мам складывается мнение: ребенок что-то умеет, только если умеет считать и читать. А потому педагоги вынуждены объяснять: за количеством навыков зачастую не бывает видно качества. Никто не спорит, что можно трехлетку научить воспроизводить слоги по кубикам Зайцева, но будет ли это осмысленным чтением? А вот сделать ставку на развитие интеллекта и познание окружающего мира — куда важнее.

Кстати, лично мне самой, как маме, очень нравится позиция известного российского нейропсихолога профессора Анны Семенович, которая убеждена: начинать обучение письму, чтению, счету в 2—3 года крайне вредно. Ребенка-дошкольника можно отправить заниматься танцами, рисованием, лепкой, но никак не зубрежкой и учебой. Родители, которые этого не понимают, рискуют со временем (в 6—7 лет) получить полный букет из страхов, агрессии, гиперактивности или энуреза. И это вовсе не страшилки, а нейрофизиологические законы развития мозга. Вот и я решила, что математика с письмом подождут еще годик-другой. Лучше провести лишний свободный час с ребенком в веселой и   увлекательной игре. А поучиться он всегда успеет.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter