Каким надписям на упаковке можно верить?

Покупаем без ошибок.

Покупаем без ошибок.

В советские времена, выбирая колбасу, покупатель руководствовался ценой и сроком годности. Критерии выбора у нас и сегодня не слишком изменились. Ведь даже если мы читаем информацию на этикетке, зачастую нам просто не хватает знаний. Что скрывается за значком “биопродукт” или фразой “не содержит ГМО”? Об этом “НГ” беседует с директором РУП “Институт мясо-молочной промышленности” Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию Алексеем Мелещеней.

“Сравнивать стандарты разных стран — дело неблагодарное”

— С 1 сентября вступил в действие Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2247-2012 “Изделия колбасные вареные для питания детей дошкольного и школьного возраста”. В будущем году планируется ввести еще ряд стандартов. Почему возникла необходимость пересмотра нормативных документов?

— Стандарты пересматриваются каждые пять лет. За этот период, как правило, несколько изменяется породный состав скота, появляются новые ветеринарные препараты, могут измениться требования к фасовке, сырью, содержанию тех или иных компонентов. Но надо понимать, что стандарты, будь то ГОСТы или СТБ, для производителя добровольны в применении. Вот технический регламент (или санитарные нормы производства продукции) — критерий, обязательный к исполнению. Он регулирует вопросы безопасности продукции — содержание тяжелых металлов, антибиотиков, вредных для здоровья добавок. Но если уж производитель нанес на упаковку стандарт качества, это значит, что все требования данного СТБ полностью соблюдены. Белорусские предприятия частично выпускают продукцию, отвечающую лишь техническим условиям, но достаточно велик процент продукции, выпущенной по стандартам. ГОСТы выставляют более жесткие требования к составу и технологии производства продукта, и сама продукция, и сырье, из которого она произведена, проходят очень серьезную экспертизу.

— А насколько обязательные в Беларуси требования к мясо-молочной продукции лояльны по сравнению с западными?

— По отдельным критериям наши санитарные нормы имеют более жесткие показатели, чем в Евросоюзе, — к примеру, по содержанию радионуклидов. Некоторые показатели в Евросоюзе жестче. Если говорить о молоке, то это содержание соматических клеток (это продукт жизнедеятельности организма животного, отражающий его здоровье). У нас европейскому показателю по соматическим клеткам соответствует молоко сорта экстра — его сегодня в Беларуси производится более 30 процентов от общего объема. Но тут возникает иной вопрос — надо ли производить сто процентов такого высококачественного молока с точки зрения потребителя? Ведь это неизбежно отразится на цене. Для производства детского питания или сыров молоко сорта экстра необходимо. Но если говорить о питании взрослых, то так ли важно, что молоко высшего сорта, будучи открытым и забытым, прокиснет через три дня, а не через пять, как молоко сорта экстра? Хотя, несомненно, стремиться к сырью более высокого качества необходимо, соблюдая технологию его получения на всех этапах.

— И все же безопасны ли белорусская колбаса и молоко в сравнении в европейскими или американскими?

— Белорусские продукты безопасны для потребителя. А сравнивать нормы разных стран — дело неблагодарное. Безопасна ли для человека любимая всеми нами сырокопченая колбаса? Озабоченные здоровым питанием европейцы ответят вам: нет, потому что любой подобный продукт в связи с процессом копчения содержит канцерогены! Предположим, у нас какого-то вещества в той же колбасе допускается 0,2 микрограмма, в США 0,3 микрограмма, а в Евросоюзе — 0,1 микрограмма. Но чтобы это вещество смогло повлиять на здоровье человека, надо в день съедать три килограмма такой колбасы. Или к вопросу об антибиотиках. В белорусском перечне порядка сотни антибиотиков, содержание которых в мясо-молочной продукции недопустимо. А в США их может быть триста. Но надо ли нам вносить в свои санитарные нормы антибиотик, который используется в животноводстве, к примеру, только в Техасе?  Ведь чем больше дорогостоящих анализов, тем дороже будет та же колбаса для потребителя. Так зачем проверять ее на антибиотик, который не используется в Европе? Белорусские требования достаточно жесткие, и мониторинг ветеринарными и санитарными службами проводится постоянно: какие в мире появляются новые препараты и надо ли вводить какие-то ограничения.

“Без ГМО” — это значит, что генно-модифицированных компонентов в продукте нет вообще”

— Есть ли на упаковке белорусских продуктов маркировка, указывающая на содержание ГМО?

— Как правило, все ингредиенты для производства многокомпонентных продуктов проходят тщательную проверку на содержание генно-модифицированных компонентов в специальных лабораториях: в прошлом году в отношении ГМО в нашей стране велись серьезные споры. К примеру, в Украине маркировку “без ГМО” можно увидеть даже на воде, где ГМО не может быть в принципе. В Европе есть определенный допуск наличия генно-модифицированных организмов в продукции “без ГМО”. В Беларуси решалось, по какому пути в отношении ГМО пойти — европейскому, украинскому, российскому. В результате сегодня, если на упаковку белорусского продукта вынесены слова “без ГМО”, это значит, что генно-модифицированных компонентов там нет вообще.

 — Что означает надпись на упаковке “натуральный продукт”?

— Существуют четкие требования Госстандарта к маркировке “биопродукт” — ряд ограничений по использованию пищевых добавок. А слова “натуральный продукт” — очень часто не более чем маркетинговый ход. По стандарту для вареных колбас высшего сорта содержание мяса должно составлять более 70 процентов. Но та же вареная колбаса может теоретически на 90 процентов состоять из сои, гороха, моркови — все это натуральные продукты, и подобная надпись на упаковке будет правомерна. Что посоветовать потребителю? Читайте состав продукта на упаковке!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter