Какие песни - такие мы...

"С песнями у нас беда, товарищи".
"С песнями у нас беда, товарищи". Так можно было резюмировать дебаты, продолжавшиеся в течение 6 часов между членами жюри телевизионного фестиваля "На перекрестках Европы". Проходило заседание по поводу съемок финального, новогоднего, шоу. И сложнейшей задачей жюри было выбрать 25 песен из более чем 100 прозвучавших на фестивале за истекший год. Как член жюри "На перекрестках Европы" скажу, что это было знатное веселье. Во-первых, в таком интимном процессе нашего шоу-бизнеса мне довелось поучаствовать впервые. А во-вторых, отсмотрев 6 часов музыкального видео, представляющего практически все, что есть у нас на так называемой официальной эстраде, можно делать определенные выводы. Но прежде - о самом процессе.

Под председательством композитора Валерия Иванова в жюри в составе поэта Александра Легчилова, артистки Нелли Богуславской, композитора Василия Раинчика, музыканта Владимира Угольника и вашего корреспондента велось обсуждение по трем направлениям. Прежде всего необходимо было учитывать, что мы отбираем песни на предновогодний концерт, и это предполагает определенное настроение композиции. Большинство членов жюри настаивало на том, что высокий художественный уровень музыки и текста, а также манера исполнения песни должны быть приоритетны. Но при этом невозможно закрывать глаза и на сложившиеся в нашем шоу-бизнесе стереотипы. Например, если Лявон Вольский - это наш, так сказать, Майкл Джексон, о чем свидетельствуют аншлаги на его концертах, то независимо от симпатий членов жюри не включать его в праздничный концерт нельзя. Такая же ситуация с Инной Афанасьевой. Даже если сейчас певица не соберет стадион, а тексты ее хитов несколько смущают высокое жюри, Инна - наша поп-дива. А значит, ее кандидатура неприкосновенна.

Если со звездами все более или менее понятно, то выбор из 90 процентов исполнителей, которые только мечтают о славе, вызвал у жюри большие затруднения. Не хочу никого задеть, посему не стану переходить на личности, однако при тщательном просмотре материалов фестиваля многие исполнители как бы слились в один образ. Допустим, молодые певицы. Добрая половина под воздействием каких-то загадочных факторов предпочитает репертуар и певческую манеру, вышедшую из моды в 1975 году. Как не постеснялся отметить Василий Раинчик, ориентирующийся в эстрадных процессах на уровне атомов: "Эта наша славянская песенная ментальность никому, кроме нас, не нужна. Даже российское ухо уже отказывается воспринимать эту музыкальную информацию. Оно просто ее не слышит". Почему тогда фестиваль называется "На перекрестках Европы"? Если можно вывести формулу, то среднестатистическая белорусская певица нового поколения - это такая "спящая красавица", "павушка" в шифоновом наряде. Она не рискует энергично двигаться и поет в духе советской эстрады о чем-то грустном и светлом. Или в точности до наоборот. Есть группа певиц, сделавших ставку на танцевальную музыку. Они оделись в сверкающий латекс, пригласили подтанцовку и записали фонограмму. Но ее качество не позволяет распознать, о чем песня. А "дыц-дыц-дыц" вполне на уровне.

Что касается исполнителей-мужчин, то они, как правило, выходят на сцену в белых сорочках и черных брюках, с "балетом" или с гитарой и выдают все те же "совковые" трели. Такие выступления вызывали примерно следующие диалоги у жюри

: - Коллеги, каково ваше мнение об этом артисте?

- Мне он не показался симпатичным.

- А мне не задел душу...

- Да по-моему, он деревянный какой-то!

Возвращаясь к тому, что по уставу фестиваля нам все-таки надлежало выбирать именно песни, а не исполнителей, придется еще раз процитировать наших эстрадных профессоров. Вообразите, Раинчик с Ивановым в один голос говорят, что песни все новые, а хита - ни одного. Легчилов как поэт недоволен стихами. Ну конечно, им-то, классикам, что? Они себе имена уже сделали. В этом контексте мне вспоминается рассуждение одного театрального эксперта на тему, почему у нас нет новых ярких режиссеров. "Потому что Раевский с Луценко не подготовили себе смену", - утверждает театральный начальник. Это, конечно, спорный вопрос, обязан ли мэтр учительствовать. Но хотя бы эстрадного отделения в консерватории наша страна, на мой взгляд, заслуживает.

Отдельно упомяну коллективы, занявшие на белорусской эстрадной сцене нишу аутентичной музыки. Современной обработкой фольклора или работой "под фольк" занимаются "Палац", "Александра и Константин", "Юрья" и т.д. У всех их, безусловно, очень качественные фонограммы. Но наметилась довольно странная тенденция к увеличению этих "тирольцев". На фоне остальных артистов они, конечно, выглядят ярко и внятно. Только непонятно, почему именно такая музыка сейчас доминирует?

Ну и, наконец, популярные группы. На этом поле у жюри была только одна проблема. Ансамблей хороших много, а места в концерте мало. Допустим, группа "Патриот". Жюри единогласно решило: "Что-то в этом есть". "Любовь и спорт" вызвали реакцию: "Какой наконец-то приятный баритон". "Три кита" получили вердикт: "Надо звать, они смешные!" "Экивоки" тоже оказались среди участников финальной записи, потому что "от Сухарева все девчонки балдеют". Но больше всего единогласных одобрительных оценок вызвало выступление Кирилла Слуки. Он хоть и выступает без ансамбля, но на сцене выглядит так, как и должен выглядеть и звучать современный популярный артист.

В общем и целом музыкальный марафон, который мы сами себе устроили, показал, что и с песней, и с артистами у нас есть серьезные проблемы. Хотя, оглядываясь на тех же Слуку или Войтюшкевича, хочется сказать: "Ну ведь можем, когда захотим!" А тем артистам, которых, к сожалению, не отобрали для съемок в праздничном концерте, я бы посоветовала такой род терапии, как просмотр всех записей фестиваля. Очень помогает. И становится как-то яснее, чего на эстраде в XXI веке делать не нужно. А профессиональный совет всегда можно получить у тех же членов жюри. Ни Раинчик, ни Иванов, я думаю, не откажут. На то они и наши классики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter