Какие глаза должны быть у страха?

Все нештатные события на АЭС оцениваются по 8-балльной шкале ИНЕС

В радиологии ИНЕС — это как шкала Рихтера для сейсмологов

Техника есть техника, да и человеческий фактор никто не в силах отменить, поэтому, какие бы гарантии ни давали специалисты атомной энергетики, неприятности на АЭС, в принципе, возможны. Но как их оценивать адекватно, чтобы не впадать ни в опасную панику, ни в безмятежное благодушие? Для Беларуси, где планируется построить собственную АЭС, знать это важно и необходимо. Поэтому обозреватель «Р» попросил научного сотрудника Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Национальной академии наук Беларуси Валентину БРЫЛЕВУ пояснить, какие уроки извлечены из чернобыльской катастрофы в части распространения информации.

— Валентина Александровна, как сегодня оцениваются происшествия на ядерных объектах с точки зрения безопасности для населения?

— Любая нештатная ситуация, возникающая на ядерной установке, связанная с источниками излучений или радиоактивными веществами, нуждается в своевременном освещении в средствах массовой информации. Причем это освещение должно быть не только правдивым, но и профессиональным. В противном случае возникают слухи, домыслы и спекуляции, опасные для общества и вредящие развитию атомной энергетики. Для того чтобы четко определить уровень опасности любого события на ядерном объекте, Международным агентством по атомной энергии совместно с Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (NEA) в 1990 году была принята Международная шкала ядерных событий ИНЕС (от английского сокращения INES — International Nuclear Events Scale).

Эта шкала разработана для получения правильного представления о значимости того или иного события с точки зрения ядерной и радиационной безопасности. Она способствует тому, чтобы информация о степени опасности ядерных инцидентов и аварий была доступна не только специалистам, но и широкой общественности, журналистам, правительственным органам. В качестве аналога можно привести хорошо знакомую всем шкалу Рихтера, по которой оцениваются морской шторм, землетрясение или шквальный ветер.

— И какова же градация шкалы ИНЕС?

— В ее рамках все нештатные события на ядерных объектах, в первую очередь на АЭС, оцениваются по 8-балльной шкале. За нулевой уровень приняты события, несущественные для безопасности. События уровней 1—3 классифицируются как инциденты, где уровень 1 — аномалия, уровень 2 — инцидент, уровень 3 — серьезный инцидент. Уровни начиная с четвертого классифицируются как авария: 4-й — без значительного риска за пределами площадки, 5-й — с риском за пределами площадки, 6-й — серьезная, 7-й — крупная.

— Надо полагать, что у каждого уровня есть свое четкое определение по степени опасности для обслуживающего персонала и окружающей среды?

— Да. Например, инцидент — это любое непреднамеренное событие, последствия которого не могут игнорироваться с точки зрения безопасности: ошибки во время эксплуатации, отказы оборудования, исходные события — предшественники аварии, события, близкие к аварийной ситуации, другие неполадки или несанкционированные незлоумышленные действия и так далее. В то время как авария — это событие, сопровождающееся выбросом радиоактивного материала за пределы площадки объекта, способного привести к облучению населения. А вот события, не существенные с точки зрения безопасности, называются «отклонениями» и классифицируются как случаи нулевого уровня.

— Чтобы лучше сориентироваться, можно ли привести примеры наиболее известных событий с указанием их места на шкале ИНЕС?

— Многочисленные события, связанные с использованием источников ионизирующих излучений, классифицируются ниже шкалы ИНЕС с уровнем 0. Подавляющее большинство учитываемых событий классифицируется ниже уровня 3. Из более серьезных можно привести аварию 5-го уровня на АЭС в «ТриМайлАйленд», США, в 1979 году, во время которой тяжелое повреждение активной зоны реактора привело к облучению персонала. Аварии на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС присвоен максимальный уровень — 7-й.

— Изменились ли подходы к освещению ядерных событий в средствах массовой информации?

— Ученые всегда понимали необходимость донесения до широких слоев населения самой достоверной информации. И сегодня мы готовы оказать любую помощь журналистам в приобретении знаний, позволяющих грамотно и непредвзято освещать такую острую тему, как ядерная энергетика.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter