Как юбилей Молотова спас Финляндию

Ох уж это знаменитое русское похмелье со спасительным соленым огурчиком и капустным рассолом - сколько раз оно на 180 градусов разворачивало историю матушки-России!И кабы только одной России (читай СССР).

Ох уж это знаменитое русское похмелье со спасительным соленым огурчиком и капустным рассолом - сколько раз оно на 180 градусов разворачивало историю матушки-России!

И кабы только одной России (читай СССР).

Маленькую Финляндию, северной заплаткой пристроившуюся у изголовья большой страны, оказывается, тоже спас похмельный синдром. Да не простого бесфамильного Вани - а самого товарища Молотова.

30 ноября 1939 года Сталин отдал приказ о нападении на Финляндию. Необходимость военного вторжения мотивировалась тем, что буржуазная соседка создает угрозу мирному советскому городу на Неве. А поскольку по-доброму перенести границу - пресловутую линию Маннергейма - в глубь своей территории на 150 километров и вернуть СССР город Выборг она не хочет, то придется силовым путем принудить ее к этому.

Так начался поход Красной Армии на Карельский перешеек. С надеждой на триумфально-молниеносную победу.

Но быстрой виктории над Суоми не получилось. Во-первых, финны героически отстаивали каждую пядь своей маленькой родины.

Во-вторых, местность оказалась труднопроходимой для советских бойцов.

В-третьих, ударили 40-градусные морозы, от которых красноармейцы буквально застывали на чужом снегу.

Тем не менее Красная Армия ценой страшных потерь прорвала линию Маннергейма на Карельском перешейке. Дорога до Хельсинки, можно сказать, была открыта.

И вот на этом-то воистину роковом этапе вмешался его величество Случай. Или большая интрига, которую сейчас модно называть человеческим фактором.

Великий стратег Сталин точно не знал, какую помощь готовы оказать Финляндии Великобритания и Франция.

Находящиеся в Лондоне и Париже советские резиденты докладывали в Кремль совершенно разную информацию.

Засевшие в Англии разведчики уверяли центр, что помощь Запада будет формальной и на ходе боевых действий не скажется.

Парижские же агенты рисовали совершенно иную картину: Великобритания и Франция объединенными силами нанесут решающий удар по Советскому Союзу. С бомбардировкой нефтяных источников в Баку.

21 января 1940 года Сталин вернулся из Большого театра в Кремль. Он пребывал в отличном расположении духа, несмотря на то, что в этот день можно было бы и поскорбеть. Как-никак годовщина со дня смерти Ленина.

Пройдя в кабинет, он увидел дожидавшуюся его пачку донесений из Парижа о начавшихся англо-французских военных приготовлениях.

Стратег с трубкой в зубах поверил парижским агентам, стращавшим его большой войной. И не поверил лондонским информаторам, утверждавшим, что серьезных действий от Запада не будет.

Значит, надо искать пути к миру.

Самый короткий из них, как известно, - новый удар по противнику с целью вынудить к большим уступкам.

В конце февраля советские войска получили приказ о масштабном наступлении. Красноармейцы вновь кинулись в холодный снег. И опять прорвали линию врага. Победа над малочисленным неприятелем, казалось, предрешена.

Но Сталина пугало то, что и до намеченного часа "Ч" - предполагаемой англо-французской контратаки - также остались считанные часы.

9 марта 1940 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов отмечал свое 50-летие. Он был на ногах до 6 утра ("верхушка" дружно гуляла во главе с товарищем Сталиным) и очень мучился от тяжелого похмелья. Ну какой тут может быть анализ поступивших разведсводок!

А жаль, что у него так и не дошли до них руки.

В числе агентурных донесений лежала и сенсационная новость из Парижа: ожидаемого вступления в войну Франции и Англии не будет.

Не знающий этого Молотов 12 марта 1940 года от имени Советского Союза подписал мирный договор с Финляндией.

Когда сводка была наконец прочитана, поздно было что-либо менять.

Такое неожиданное открытие сделал недавно финский историк Киммо Рентола в ходе своих разысканий в рассекреченных российских архивах.

Глубоко копнувший прошлое Рентола установил, что французы и англичане и не собирались грудью вступаться за бедную Финляндию. Союзники были больше озабочены предстоящей войной с Гитлером и хотели установить контроль над шведским севером, откуда Германия получала почти половину необходимой железной руды и примерно 80 процентов легированной стали редких марок. Поэтому Париж и Лондон и обратились к Хельсинки с предложением выслать экспедиционный корпус. Союзники намеревались высадиться на севере Норвегии и двигаться по суше, в обход Балтийского моря.

Шведы, которые должны были разрешить транзит корпуса через свой богатый рудой север, быстро смекнули, чем для них чревата союзническая миссия. Германия вряд ли захочет терять контроль над сырьевым источником, а значит, война с Гитлером может легко перекинуться на шведскую территорию.

И шведы не дали согласия на транзит союзнических войск.

Но и финны быстро просчитали последствия такой помощи. Экспедиционный корпус вряд ли остановит советские войска, а вот спровоцировать удар немцев по Суоми сможет.

И ждет гордящуюся обретенной независимостью страну показательная участь Польши, которую Гитлер и Сталин только что поделили на куски, как пасхальный пирог.

К счастью для финнов, Сталин поверил не английской резидентуре, снабжавшей его правдивой информацией, а целиком доверился Парижу, откуда шла в Кремль сознательно запускаемая союзниками "деза" для Кремля. Ну а тут еще юбилей Молотова свалил всех с ног...

 

КАЛЕВАЛА Яна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter