Как я журила "Перекрестки Европы"

Когда меня пригласили в жюри фестиваля эстрадной песни "Перекрестки Европы", я немедленно ответила "да".
Когда меня пригласили в жюри фестиваля эстрадной песни "Перекрестки Европы", я немедленно ответила "да". И не только потому, что это - отличный информационный повод для 100 строк о шоу-бизнесе. Дело в том, что в памяти крепко засело, как ведущий концертов Сергей Кузин гневно "разоблачал" кухню фестиваля в одном из газетных интервью.

Как известно, главной задачей "Перекрестков Европы" является подготовка дебютного участия Беларуси в конкурсе "Евровидение". После того как представители БТ впервые аккредитовались на этом фестивале, все, конечно же, ожидали, что кто-то из наших исполнителей выступит на "Евровидении" уже в будущем году. Но, как выяснилось, белорусам придется подождать 2004 года. У выбывших ранее из конкурса и вновь подавших заявку на участие стран есть преимущество перед странами-дебютантками. А количество претендентов на победу ограничено. Но сейчас не об этом. Помнится, Сергей Кузин саркастично рассуждал о том, что, как бы ни старались участники конкурса исполнителей "Перекрестков Европы", на "Евровидение" представлять нашу страну поедет тот, кого "сверху" укажут. И никакое жюри здесь ни при чем. Тем более что сам Кузин его в глаза не видывал. Не берусь утверждать ничего о бывшем составе жюри, могу сказать только, что в этом сезоне все, кого пригласили, ходят на концерты и обсуждения исправно, как на работу. Внедрившись, так сказать, в тыл, я присягнула на радиоприемнике, что немедленно буду доводить до широкой общественности о любых посягательствах номенклатуры на чистое искусство.

Однако до "Евровидения" еще далеко, поэтому наш фестиваль пока решает более насущные задачи. Например, помимо того, что "Перекрестки Европы" - это благотворительный концерт во Дворце Республики и телепередача, сейчас это еще и конкурс исполнителей, претендующих на выступление в новогоднем шоу. Из всех отсмотренных жюри артистов в "Голубом огоньке" примет участие примерно половина. По секрету могу сказать с большой долей вероятности, кого пригласят наверняка. Члены почетной комиссии, они же мэтры отечественного шоу-бизнеса (Валерий Иванов, Василий Раинчик, Олег Козлович и др.), практически единодушно симпатизируют молодой певице из Могилева Наталье Подольской. Артистка успешно стартовала на "Славянском базаре в Витебске". Думаю, у нее отличные перспективы. Благоприятное впечатление на жюри произвела молодая певица, обладающая интеллигентными манерами и тонким вкусом Галина Шишкова. Как обычно, вне конкуренции Лявон Вольский, Виктория Алешко, Кирилл Слука, группы "Экивоки", "Юрья". В общем, глядя на молодых, но уже известных артистов, понимаешь, что выбрать достойного делегата на "Евровидение" будет сложно, но зато есть из кого.

Однако не могу не поделиться и тем, что меня как члена жюри огорчило или насторожило. Прежде всего - это сами песни. На мой взгляд, в этой сфере у нас большие проблемы. Если вдуматься, то становится очевидным, что настоящими, стопроцентными хитами, как правило, становятся песни, написанные исполнителями для самих себя. Достаточно вспомнить несколько примеров: такие лидеры продаж своих дисков, как Оксана Ковалевская из группы "Краски", Илья Митько, Сергей Михалок, пишут сами. То есть понимают, что для самих себя надо стараться. Есть у меня, как у зрителя, претензии и к репертуару Виктории Алешко. Но здесь я не буду оригинальна - это мнение мне часто доводилось слышать. Такая миловидная, молоденькая певица с мощным голосом выступает с программой типа "последний шанс" или "для тех, кому за..." Ее слишком "взрослые" песни были бы впору Ирине Аллегровой. С другой стороны, ведь не ждать же Вике, пока она состарится, - петь-то хочется...

Одним из самых важных пунктов программы любого фестиваля являются звездные гости. Не знаю подробностей, но на этот раз с приглашенными артистами вышел прокол. В качестве приманки для зрителей выступали давно вышедшие из моды Марина Капуро и Альберт Асадулин. Их номера, скорее, произвели обратный эффект. Даже жюри никак не могло дождаться, когда Марина и Альберт доведут свои заунывные песни до финала. Но отвечающий за "звездную часть" Геральд Аваков пообещал, что в следующий раз звезды будут более настоящие. Правда, не первой величины и немного. Это ведь очень затратное дело. Тем не менее, к моему удивлению, выяснилось, что на телевидении понимают - Ириной Отиевой, например, широкую зрительскую аудиторию скорее отпугнешь, чем заманишь во Дворец Республики на концерт белорусских исполнителей. В общем, будут искать.

Последнее и самое яркое впечатление. Не знаю ни одну страну в мире, где бы о перспективах начинающих артистов беспокоились на государственном уровне. Можно долго рассуждать над тем, нужно это или нет. Тем не менее для Беларуси это факт. Например, меня поразило предложение члена жюри Олега Козловича. Когда обсуждались возможные награды отмеченных на фестивале исполнителей, Олег сказал: "Я, конечно, должен посоветоваться с коллегами, но, думаю, они со мной согласятся. Ансамбль "Белорусские Песняры" в качестве приза за лучшее исполнение мог бы пригласить победителя поучаствовать в одном из наших концертов". Вы когда-нибудь слышали что-нибудь подобное? А чтобы неизвестные почти самодеятельные коллективы, скажем, из Жодино приглашались в один концерт со звездами? Да и вообще, весь этот проект "На перекрестках Европы" - чистейший энтузиазм, причем весьма трудоемкий. На нем никто не зарабатывает. Директор детского и художественного вещания председатель жюри Людмила Бородина считает, что и затраты, и усилия оправдаются, если получится раскрутить хотя бы одного молодого исполнителя. Это, конечно, довольно своеобразный подход к шоу-бизнесу. Но ведь тоже - вариант...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter